Обзор наушников CCA Rhapsody
English version of the article.
Про наушники CCA (суббренд компании KZ) мне было известно только то, что они дешевые. Если линейка внутриканальных моделей, например, Moondrop начинается с $18,99 и заканчивается на отметке в невероятные $2799, то самые дешевые CCA стоят $7,3, а самые дорогие – $61,2. То есть это бюджетный бренд. CCA, кстати, расшифровывается как «Clear Concept Audio».
Компания KZ обратилась ко мне с предложением написать обзор, а я не отказал. Как и всегда, с условием, что они не будут иметь возможности влиять на написанное. И вот – прошу любить и жаловать, обзор CCA Rhapsody, внутриканальных проводных гибридных наушников стоимостью 3800 р.
Комплект
Наушники поставляются в небольшой небогато оформленной картонной коробочке.
Внутри находятся:
- сами наушники;
- съёмный кабель;
- две пары дополнительных амбушюров;
- инструмент для переключения микросвичей, о которых ниже;
- бумажки.
Коробка одноразовая и подходит только для того, чтобы наушники доехали до пользователя в целости и сохранности. И она вполне справляется с этим.
Конструктив, сборка, технологии
Rhapsody имеют две интересные технических особенности.
Количество драйверов – их аж по 6 штук в каждом наушнике, 2 динамических и 4 арматурных. Арматурные излучатели, это Knowles 31736, а из характеристик динамических известен только диаметр мембраны, 8 мм. Кроссовер настроен так, чтобы на арматурные излучатели приходились высокочастотный и сверхвысокочастотный диапазоны, а два «динамика» отвечали бы за остальные частоты.
Электроника внутри наушника скомпонована очень плотно, там прямо целое королевство проводов, звуководов и излучателей.
Вторая особенность – возможность аппаратной настройки баланса частот при помощи блока двухпозиционных микросвичей.
Переключателей 4, соответственно, различных комбинаций – 16. В какой области частотного диапазона и как сильно они влияют на звук, я расскажу ниже.
Наушники напечатаны на 3D-принтере, бэкплейты покрыты металлизированной краской. С внешней же стороны находится крупное компенсационное отверстие, прикрытое сеткой.
Звуковод также защищен от попадания грязи и ушной серы.
Кабель. Кабель как кабель, с 3,5 TRS-джеком и коннекторами 2-пиновыми QDC-коннекторами.
Сделано все простенько, но аккуратненько. Полупрозрачные корпуса выглядят прикольно, хотя при использовании наушники обращены вовне зеркальными бэкплейтами.
Эргономика
Наушники крупные, они оснащены длинными звуководами, но сидят в (моих) ушах просто великолепно. Никаких неудобств, никаких попыток найти «правильное» положение, просто вставил – и всё окей, сразу удобно. Естественно, корпуса ощутимо выдаются за пределы ушной раковины, поэтому использовать их с плотно сидящей шапкой, и уж тем более лежать на боку с ними не получится никак.
Естественно, коль скоро бэкплейты зеркальные, отпечатки пальцев появляются на них даже не через секунду использования: кажется, их можно просто положить на стол, отойти, и через час они уже будут заляпаны. Зачем было выбирать настолько нефункциональный материал покрытия, понимать отказываюсь.
Амбушюры. Это KZ Starline, они хорошие, универсальные, отлично сидят в ушах. Но, кажется, производитель сменил материал: когда щупал их 4 года назад, они не собирали грязь с такой скоростью. А вот к этим новым все липнет неожиданно быстро. С другой стороны, и фиксируются в слуховом проходе новые амбушюры лучше.
Микросвичи. Свичи мелкие и достаточно тугие, чтобы с ними было неудобно обращаться при помощи даже достаточно длинных ногтей, что и обусловило появление в комплекте «скрепки»-переключателя. То есть перенастроить звук можно, но совершенно точно не на ходу, не по дороге куда-то.
Больше по части эргономики ничего не скажу. Эргономика как эргономика, по-настоящему крупных ляпов производитель не сделал, только уж очень маркие бэкплейты получились. В целом – отличный результат.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 2 динамических + 4 арматурных.
- Импеданс: 15–20 Ом в зависимости от положения свичей.
- Чувствительность: 102 дБ.
- Коннекторы: 2-пиновые QDC.
Измерения
Свичи, повторюсь, дают 16 разных комбинаций. Поэтому в этот раз сначала будут измерения, а потом уже субъективное мнение.
Производитель приводит в документации 5 комбинаций, но также делает приписочку в правом нижнем углу:
Наушники подключались к RME ADI-2 DAC (IEM-выходу). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Измерения каждого из наушников производились до получения 3 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Во время измерений использовались комплектные амбушюры. Сглаживание указано на графиках. Статья про стенды, графики и измерения наушников – тут.
Я честно и аккуратно перемерил АЧХ Rhapsody для всех положений свичей. Получилось вот такое:
Картинка малоинформативная, кривых много, поэтому я поделил их на группы.
Группа первая, 6 самых адекватных по звучанию настроек, близких к хармановской кривой:
- Красные кривые: 1111=0111=0101=1101 – как бы хармановская кривая, только с провалом посередине, перебором на нижнем басе и недобором на саббасе. На всех участках разница по 2 дБ.
- Синие кривые: 1001=1011 – практически то же самое, но бас по громкости равен саббасу.
Вторая группа:
- Фиолетовые кривые: 1100=0100 – навалено 6+ дБ на 120 гЦ, бас налез на средние частоты.
- Желтые кривые: 1110=0110 – то же самое, но с перебором в 4Дб на 120 Гц.
Третья группа:
Вариации того, как высоко можно поднять бас относительно середины и саббаса. Для всех 6 настроек характерна разница в 2-4 дБ между саббасом и басом, причем в пользу первого.
Как итог, 16 комбинаций позиций свичей дают 7 разных настроек, из которых только 2 кажутся мне заслуживающими внимания.
Соотношение звукового давления левого и правого каналов на разных частотах, очень неплохо, особенно для такой сложной акустической конструкции:
Нелинейные искажения, укладываются в значения до 0,5%:
По последней картинке можно попытаться угадать, как между различными драйверами поделен воспроизводимый наушниками диапазон частот.
Субъективное восприятие звука
Обсуждать звук при настройках группы 2 и 3 не буду – с ними Rhapsody играют как… как очередные плохо настроенные затычки, ничем не отличаясь от сотен или уже тысяч аналогичных изделий.
А вот про «красные» настройки из группы 1 (1111=0111=0101=1101) поговорить как раз интересно, потому что в такой конфигурации свичей звук очень и очень неплох.
Как видно по измерениям, я буду говорить о близком к хармановской кривой звуке, то есть веселенькой, наполненной густым саббасом и сдобренной искристыми верхами подаче. С нюансами, конечно.
Саббас количественно полноценный, нормально артикулированный. Придраться можно только к невыраженной «хлесткости», и объясняется это просто: на 20 Гц он недотянут на 2 дБ, а на 120 Гц на те же 2 дБ задран. Получается чуть вальяжная подача с чуть менее выраженным панчем, чем хотелось бы. Но когда надо, саббас копает до самых глубин, а когда не надо, не выпячивается наушниками. Грубо говоря, в треке «Hole in the Middle» (Emily Jane White) саббас почти такой, каким и должен быть, с моей точки зрения.
Бас чуть-чуть налезает на середину и, вообще, в силу настройки выражен чуть больше необходимого. Но – других претензий к нему нет. Если послушать «Sirens Call» (Shaka Ponk Remix) (Cats On Trees, Shaka Ponk), то гудит и бубнит там все сильнее ожидаемого, но общая звуковая картина получается очень достойная.
Середина. Отличная, чуть проваленная, но всё равно отличная середина, настроенная будто по линейке. Что, будем честны, всегда приводит к хорошему результату: середина звучит «как надо». Она не крикливая, не сибилятивная, не «отодвинутая» от слушателя. Она просто отличная. Записями женского вокала на примере «Pretty Little» (Head Eliza Rickman) или «Hellevator» (Thundermother) можно любоваться бесконечно.
Верхние частоты насыщенны деталями, но грубоваты. Металлические призвуки, навязчивость, крикливость проявляются то тут, то там. «Sun Doesn’t Rise» (Mushroomhead), например, буквально царапает слух. А все потому, что и 4кГц стоило бы чуть прибрать, извините за ценные советы.
Что в итоге? Подача не кажется мне прям 100-процентно универсальной, но совершенно точно подойдет для множества жанров, а, точнее сказать, для всех тех треков, которые действительно аккуратно эксплуатируют высокочастотный и сверхвысокочастотный диапазоны. В остальном – отличная техничная, агрессивная подача, близкая к хармановской кривой и способная понравиться многим с первых звуков.
В части воображаемого объема звука Rhapsody есть чем похвастаться, инструменты располагаются в пространстве широко, на большом расстоянии друг от друга.
Зависимость от источника
В процессе прослушивания наушники подключались к следующим устройствам:
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (IEM-выход) – небалансное подключение;
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (режим «High Power») – небалансное подключение;
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (+13 дБ на линейном выходе) + Topping A90 (High Gain) – небалансное и балансное подключение;
- Плеер Hiby R5 – небалансное и балансное подключение;
- Samsung Galaxy S23 Ultra + Moondrop DAWN PRO (High gain) – небалансное и балансное подключение.
Переключение между источниками производилось при помощи механического переключателя входов.
Больше всего звук понравится с RME ADI-2 DAC, c IEM-выхода: он чуть более воздушный и чуть более детальный по сравнению с другими источниками. Но буквально на грамм.
Выбор амбушюров
Диаметр звуковода у Rhapsody сравнительно большой, поэтому я рекомендую использовать их с TRI Clarion (обзор). Диаметр данных амбушюров точно совпадает с диаметром звуковода наушников, амбушюры не сужают звуковод. Звучание кажется еще более ясным, насыщенным «воздухом» и «пространством». И изоляция также улучшается.
Whizzer ET100AB и Tangzu Tang Sancai не совсем подходят по диаметру, они у́же. JBL Project Rock хороши, но не рассчитаны на глубокую посадку и не дадут нормального прилегания к стенкам слухового канала; то же касается и Whizzer SS20. SpiralDots – да, можно, но хуже TRI Clarion в данном случае. Здоровенные 2-фланцевые SpinFit’ы синего цвета плохо держатся.
Как итог, это тот редкий случай, когда я прямо порекомендую сменить штатные амбушюры на TRI Clarion, если они вам подходят.
Сравнения
Единственные из имеющихся у меня наушников, которые стоит сравнить с Rhapsody как минимум по принципу равной стоимости – это TRUTHEAR x Crinacle ZERO.
Сравнение АЧХ:
Субъективная разница в звуке:
- Rhapsody выигрывает в части полноценности саббаса;
- ZERO берут первенство в дисциплине «4 кГц и выше».
По сравнению друг с другом звук Rhapsody можно грубо описать как «полноценный», «жесткий», тогда как к ZERO больше подходит эпитет «сдержанные», «скучные».
Итого
Давайте проанализируем, что же за модель получилась у CCA:
- Отличная посадка.
- Достойная сборка.
- Прекрасная эргономика.
- Возможность настройки звука. Звук можно настроить, но в очень небольших пределах и довольно однобоко, так сказать. Нет возможности регулировать самые значимые участки частотного диапазона: например, только саббас до 60Гц, только верхнюю середину вокруг 3 кГц или участок после 8 кГц. Иными словами, эквалайзер есть, но он не такой полноценный и функциональный, как хотелось бы. Подчеркиваю красным: это не недостаток наушников, это вопрос моих ожиданий. А вот невозможность быстрой смены конфигурации переключателей, это объективная реальность: быстро добавить саббаса перед входом в метро не получится, условно говоря. Поэтому, скорее всего, пользователь Rhapsody наиграется с настройками за 3-4 дня и остановится на одном пресете.
- Который с большой вероятностью будет одним из следующих: 1111, 0111, 0101, 1101 – эти настройки дают совершенно идентичный звук, близкий к кривой Хармана.
И вот, как мне кажется, суть этой модели: закрытая внутриканальная модель с хорошей сборкой и отличной посадкой, настроенная под хармановскую кривую, но с довольно агрессивным «верхом». И возможностью менять звук, но (субъективно) не так и не в тех областях частотного диапазона, где это было бы необходимо/интересно.
Много ли сравнимых по стоимости и звуку моделей? Более-менее близкие: Truthear NOVA – 14 тыс. р., SIMGOT EM6L – 10 тыс. р., TRUTHEAR x Crinacle ZERO – 4800 р. Эм… всё?
Вот и получается, что ругать CCA Rhapsody можно, но не нужно, потому что за 3800 р. ничего идентичного по звуку вы не купите. Даже если не брать в расчет сомнительную в смысле реализации, но все же присутствующую возможность настройки звука.
Поэтому да, CCA Rhapsody – отличные наушники «за свои деньги», что называется. Классно сидящие в ушах, нормально выглядящие и очень неплохо при своей стоимости играющие, да еще и позволяющие чуть подкручивать звук, если очень хочется.
Хотите «услышать Хармановскую кривую» за недорого, или же вслепую купить предсказуемо звучащие нормальные наушники — смело рекомендую поставить Rhapsody в начало списка.