Обзор Edifier STAX Spirit S3. 80 часов плохого звука
English version of the article.
И снова обзор наушников, которые я очень ждал. Беспроводные планары, выпущенные компанией Edifier на базе технологий Audeze, да еще и с символическим «STAX» в названии. А поскольку сделать закрытые нормально играющие планары – это та еще задача, то посмотреть на творение Edifier мне было интересно вдвойне.
Итак, закрытые беспроводные наушники Edifier STAX spirit S3 (далее – S3) с изодинамическими драйверами.
Купил на распродаже на Aliexpress за 21 тыс. р. Средняя цена вне распродаж на момент написания статьи – около 27 тыс. рублей.
При чем тут STAX и Audeze
Все довольно просто:
- В 2012 году Edifier купила компанию STAX. Как конкретно STAX связан с S3, расскажу ниже.
- В 2016 году Edifier проинвестировала $4000000 в компанию Audeze (источник). Как написано на сайте производителя: «Edifier cooperated with … Audeze LLC to implement its global market strategy», что бы это не значило. От Audeze модели S3 достались технологии для планарного драйвера — Fluxor, Uniforce, Fazor, — а также кейс и конструкция оголовья, идентичные таковому у модели Audeze LCD-1.
Комплект
Наушники поставляются в крупной черной картонной коробке премиального вида. В комплект входят:
- наушники;
- кейс для переноски;
- дополнительный комплект амбушюр в отдельных мешочках;
- кабель USB Type-C;
- кабель 3.5-jack -> 3.5 jack;
- переходник 3.5-jack -> 6.3 jack;
- инструмент для снятия амбушюр.
Оформлено и представлено все строго и дорого, производитель явно намекает на то, что перед нами не просто еще одни беспроводные наушники, а премиальный продукт для требовательного слушателя. Никаких разноцветных вставок и скидочных купонов на стриминговые сервисы, дело серьезное.
Конструктив, сборка
Для портативной модели S3 сделаны и собраны пристойно: болтается то, что должно болтаться с учетом складной конструкции наушников. Сразу обращают на себя внимание карбоновые (вроде бы) вставки на внешней стороне чашек, а также обилие пластика. Подвижные узлы, позволяющие оголовью складываться, имеют в основе металлические детали.
В верхней части чашек расположены прикрытые сетками компенсационные отверстия, а также небольшие амортизирующие подкладки.
Вилки чашек выдвигаются из оголовья по дискретным делениям, тактильно не очень внятным. Зато чашки вращаются вокруг вертикальной оси, позволяя задать комфортное положение чашек на голове пользователя.
Амбушюры крепятся на защелках, для их снятия можно воспользоваться комплектным инструментом, похожим на медиатор, а можно просто взять пластиковую карточку. По умолчанию на наушники надеты амбушюры из телячьей кожи; из нее же сделана подкладка на оголовье. Если снять амбушюр, можно увидеть изодинамический драйвер размером 89*70 мм (размер именно мембраны нигде не указан), прикрытый акустически прозрачной сеткой.
Элементы управления выполнены в виде кнопок в нижней части правой чашки. Слева находится только вырез порта USB Type-C.
Единственная кнопка является на самом деле тремя отдельными кнопками – «+» и «-» изменяют громкость звука, центральная часть отвечает за все остальные действия. Справа же находится отверстие под аналоговый вход. Тач-площадок не предусмотрено, все управление реализовано через многофункциональную центральную кнопку.
Конструкция наушников в целом нареканий не вызывает, она рациональная, качественно выполнена, продумана. Кажется, что при должном обращении S3 не сломаются по крайней мере в первый год использования.
Мобильное приложение
Фирменное мобильное приложение Edifier Connect откровенно куцее и сделано то ли по остаточному принципу, чтобы «как у всех», то ли в рамках этакого аудиофильского функционального пуризма, типа «у нас тут серьезные наушники, а не гаджет». Отдельно «радует» качество перевода на английский. Если наушники отключены, приложение сообщает нам об этом вот так:
А в настройках таймера автоматического отключения внезапно появляется китайский язык:
Основные функциональные возможности приложения – отображение заряда батареи, переключение настроек звука для разных типов амбушюр (DSP наушников корректируют звук в зависимости от их типа), а также выбор одной из трёх возможных настроек эквалайзера: «Classic», «Hi-Fi» и «STAX».
Остальные возможности – отключение наушников, показ пользовательской инструкции, настройка громкости уведомлений.
Единственная действительно полезная опция – настройка управления – мягко говоря не поражает воображение обилием вариантов: изменению поддается только реакция на двойное или тройное нажатие на центральную кнопку.
Дополняет негативное впечатление от приложения тот факт, что при отключении наушников уведомление «Headphones unconnected» будет находиться в шторке уведомлений пока вы не закроете приложение вручную; просто «смахнуть вправо» это уведомление нельзя.
Эргономика
В комплект, повторюсь, входят две пары разных амбушюр:
- кожаные;
- тканевые, их производитель называет «Ice feeling earmuffs».
И те, и другие амбушюры просто отличные. Кожаные чуть плотнее, тканевые гораздо более мягкие и податливые для деформации, обе пары обеспечивают прекрасную звукоизоляцию во всем диапазоне частот. Лично мне больше понравились именно тканевые, они невероятно нежно и приятно касаются кожи головы, а нужную форму принимают буквально за первые несколько секунд ношения.
Жесткость и толщина подкладки на оголовье также подобраны верно, наушники комфортно лежат на голове; точно рассчитанный прижим не позволяет им сваливаться во время интенсивной ходьбы или резких поворотов головы, но и не сдавливает виски клещами.
Ну и нельзя забывать про следующие позитивные аспекты использования S3:
- Наушники складываются, в силу чего удобны для транспортировки.
- Время работы составляет, приготовьтесь, 80 (восемьдесят) часов. И это похоже на правду. При этом 10-минутная зарядка дает 11 часов работы, а целиком батарея заряжается примерно за 2 часа.
Короче говоря, S3 обеспечивают высокое удобство ношения, в этом S3 никак не откажешь. Однако, эргономика – это не только комфортная посадка или большое время работы, поэтому дальше придется говорить о плохом.
- Пластик. Он безумно маркий, отпечатки пальцев остаются после первого касания и оттираются с трудом.
- Управление. Нет никакой возможности хоть как-то переключать треки (на самом деле есть — см. ниже). А кнопки регулирования громкости изменяют звук сразу на 6 делений, поэтому часто получается так, что наушники играют слишком тихо, но после единственного нажатия на «+» — уже слишком громко.
- Эквалайзер. Только три предустановленных варианта, произвольная настройка не реализована.
- Акустическая прозрачность. Её тоже нет, хотя микрофон для передачи голоса присутствует. Даром, что только один.
- Аналоговое подключение. Фактически, подключение по аналоговому кабелю с разъёмом 3.5-jack не является аналоговым – наушники всё равно должны быть включены. То есть в любом случае производится эквализация звука, только теперь с первичным аналогово-цифровым преобразованием. Впрочем, при 80 часах работы S3 вполне можно рассматривать как проводные наушники, заряжать их придется очень нечасто.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: охватывающие закрытые.
- Тип драйвера: изодинамический.
- Вес: 329 г.
- Батарея: 1500 мАч.
- Импеданс: 24 Ом.
- Версия Bluetooth: 5.2.
- Поддерживаемые аудиокодеки: SBC, AAC, AptX, AptX HD, Apt X Adaptive.
Субъективное восприятие звука
Общее время прослушивания наушников составило около 5 часов.
Я начал прослушивание с кожаными амбушюрами и профилем звука «Classic». Первое впечатление: наушники подчеркивают средние частоты, музыка звучит ясно и близко к слушателю, довольно динамично и детально. А еще S3 умеют играть громко, гораздо громче среднестатистических наушников аналогичной конструкции. Дальше — огорчение: наушники очень сильно подчеркивают высокочастотный диапазон. Практически в любом треке доминируют звуки ударных, скрежеты, скрипы, касания струн пальцами и т.д. Причем кажется, что подчеркнут не только «верх», но и участок после 10 кГц — часто появляется шум, который я поначалу принял за работу усилителя. Но нет, это «грязь», которую S3 извлекают из сверхвысокочастотного диапазона и дополнительно акцентируют. Одновременно лишены текстурности и откровенно гудят бас и саббас. Причем в той манере, что обычно характерна для неверно подобранного усилителя, будто его мощности не хватает для нормального контроля колебаний мембраны.
Ключевые слова, которыми я могу описать свое восприятие звука S3 – бубнеж, звон, «грязь». Этакое подобие W-образной подачи, только неправильно реализованное с точки зрения как тюнинга звука, так и расчета электрической части наушников.
При переключении эквалайзера в режимы «Hi-Fi» и «STAX» звуковая картина меняется в худшую сторону. В режиме «Hi-Fi» нижние и верхние частоты задираются еще больше, «грязи» прибавляется, басовый гул усиливается. Настройка «STAX» предлагает иной, но оттого не лучший вариант: низ проваливается, а верх усиливается; остается среднечастотный диапазон с сибилянтами и металлическим звоном.
Тканевые амбушюры меняют ситуацию в лучшую сторону и немного «усмиряют» яркий «верх», но не меняют ситуацию радикально. Все вышеописанные проблемы остаются.
В попытке найти хоть какой-то приемлемый вариант звучания, я принялся комбинировать физические амбушюры, настройки амбушюр в приложении, а также предустановки эквалайзера. Приемлемый вариант был найден: тканевые амбушюры на наушниках + кожаные амбушюры в приложении + эквалайзер «Classic». Вот такая комбинация делает откровенно плохой звук S3 уже просто ярким, но вполне пристойным, скатывающийся в сибилятивность на минимальном количестве музыкальных записей. Проблема с плохо контролируемым «низом», впрочем, никуда не девается.
Тут я должен был бы написать что-то про звук при подключении S3 по кабелю, но, простите, не вижу смысла.
Измерения АЧХ
Наушники подключались к плееру Hiby R5 (AptX HD). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Измерения каждого из наушников производились до получения от 3 до 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Сглаживание указано на графиках. Ограничения стенда и вообще замеров наушников подробно описаны мной в этой статье.
Кожаные амбушюры
Кожаные амбушюры, эквалайзер «Classic»:
Кожаные амбушюры, эквалайзер «Hi-Fi»:
Кожаные амбушюры, эквалайзер «STAX»:
Кожаные амбушюры, сравнение эквалайзеров:
Что тут имеет смысл прокомментировать:
- Небольшой плавный спад около 500 Гц на слух не ощущается.
- Звук S3 очень сильно зависит от поворота и прижима на промежутке от 6 кГц и выше. Небольшое изменение посадки может дать +/- 8 дБ и более на определенных частотах.
- Отдельный узкий пик на 9 кГц присутствует при любой настройке эквалайзера, меняется только его размер. На этой же частоте левый наушник отличается от правого по громкости на 6 дБ.
- «Горб» от 12 до 16 кГц – это не ошибка измерений, он воспринимается на слух, это причина ощущения «грязного» звука S3.
- Левый и правый каналы местами плохо сбалансированы, а степень расхождения (внезапно!) зависит от выбранного эквалайзера. Теоретически, для получения такого результата необходимо настроить эквализацию для левого и правого наушника по-отдельности.
Касательно невнятного бубнящего баса:
Тканевые амбушюры
Тканевые амбушюры, эквалайзер «Classic»:
Тканевые амбушюры, эквалайзер «Hi-Fi»:
Тканевые амбушюры, эквалайзер «STAX»:
Тканевые амбушюры, сравнение эквалайзеров:
Комбинированные режимы
Кожаные амбушюры, настройка для тканевых амбушюр, все эквалайзеры:
Тканевые амбушюры, настройка для кожаных амбушюр, все эквалайзеры:
Собственно, на последней картинке желтой линией показан наиболее «вменяемо» звучащий вариант.
Ну и отдельно отмечу, что в некоторых статьях говорят, что Edifier при настройке S3 целились в хармановскую кривую. Это не так, давайте вспомним, как она выглядит.
Итого
Как мне видится ситуация с S3: компания Edifier пытается торговать волнующими любого, погруженного в тему наушников, названиями технологий – EqualMass, Audeze Fluxor, Uniforce, Fazor – и именем (буквально, «духом», как следует из названия модели) STAX. Рациональный покупатель же платит деньги не за слова в пресс-релизах и не за причастность к элитному потреблению каких-то технологий или дУхов, он платит за звук.
А со звуком у S3 – беда.
Наушники более-менее пригодны для использования только в одном сочетании амбушюр+настроек амбушюр+эквалайзера, причем нештатном. И даже в этом случае придется кропотливо выбирать музыкальный материал так, чтобы он не был насыщен сложной низкочастотной составляющей, выраженной высокочастотной составляющей, да еще и был исключительно хорошо записан. Студийные фортепианные записи – по существу единственное, от чего в исполнении S3 действительно можно получить удовольствие. И особенно обидно, что производитель, имея возможность корректировать звук наушников внутренним DSP, осмысленно выбрал именно эту бубняще-звенящую манеру подачи. Казалось бы, возьми три простые настройки: хармановcкую кривую с басом, её же без баса, и добавь что-то напоминающее «STAX house sound» – не суперпротяженный, но ровный «низ» и подчеркнутую середину c отдельным аккуратным акцентом на 5 кГц. Всё, успех был бы обеспечен, наушники продавались бы великолепно. Но Edifier решила пойти другим, совершенно непонятным мне путем.
Дальше – только очевидные вопросы.
Если я прав насчет недостаточной мощности встроенных усилителей, может быть не стоило замахиваться на 80 часов работы, жертвуя звуком? Может быть, хватило бы и 20 взамен нормальному контролю низкочастотной составляющей звука? Почему на роль HiRes-кодека выбран не LDAC, а AptX HD, ограничивающий выбор источника только устройствами с процессором Qualcomm? Почему было не сделать хотя бы одну дополнительную кнопку с возможностью выбора её функции в том числе для переключения треков? Почему, наконец, на статью в Forbes денег хватило, а на нормальный перевод 20 фраз интерфейса мобильного приложения – нет?
Ну и если смотреть на ситуацию совсем утилитарно, то за аналогичные деньги сейчас можно купить те же Sony WH-1000xm4, которые по умолчанию звучат противно, зато после эквализации через штатное приложение – даже и ничего; а еще имеют активный шумодав, акустическую прозрачность, поддержку LDAC, датчики ношения, настраиваемое управление и еще черти что. И нормальное приложение.
Грустно, Edifier.
P.S. Отмечу, что S3 – это не копия Audeze LCD-1. Идентичны кейсы, оголовье, механика складывания наушников. Но LCD-1 – открытые, а S3 – закрытые. Также по фотографии видно, что используются разные драйверы (источник).
P.P.S. Способ управления воспроизведением всё-таки реализован, хотя и неочевидный: