Обзор охватывающих наушников Focal Hadenys
С наушниками Focal я знаком давно, но однобоко: уже 5 лет у меня в личном пользовании находятся потрясающие Focal Utopia, которые за всё это время я так и не захотел ни на что поменять. Но старые Utopia – это одно, а новые Hadenys, это совсем другое.
За присланные на обзор наушники огромное спасибо моему читателю Василию. Если бы не он – никакого обзора бы не получилось.
Стоят наушники около $700 на Amazon, 100000 ₽ в официальной рознице в России, и 57000 ₽ — в неофициальной.
Не про звук
Наушники поставляются в большой коробке. Внутри коробки находится чехол с наушниками и кабелем.
Чехол плотный, покрыт тканью. Внутрь, в центральное отделение, можно без проблем еще что-то положить; например, плеер или портативный ЦАП.
Наушники красивые и подчеркнуто эстетично, даже пижонски выглядящие.
Кажется, что в конструкции много металла, но нет, подавляющая часть элементов, включая внешние решетки с шестигранными вырезами, выполнены из пластика. Сами чашки, внешняя часть дужек и накладки на оголовье – все пластиковое.
Из внешних элементов металл использован для изготовления кольца с названием модели, а также решетки.
Конечно, все опорно-несущие элементы, типа винтиков, внутренних дуг дужек и т.д. – металлические.
Чашки, как видно из картинки выше, могут поворачиваться вокруг вертикальной оси в пределах, достаточных для комфортного расположения наушников на практически любой голове.
Провод с 3,5-коннектором подключается с одной стороны, к левому наушнику. До правого, соответственно, он идет через вилки и оголовье. Которое, в свою очередь, сверху отделано кожей (или кожзамом, я не разобрал), а к голове прилегает тканным низом.
Амбушюры снаружи обтянуты точно такой же тканью.
Внутренняя часть амбушюра частично отделана тканеподобным материалом, практически сеткой, с очень крупным плетением. Амбушюры крепятся к наушникам на защелках, которые отличаются от тех, что используются в старших моделях: амбушюры от Utopia сюда не поставить.
Динамические драйверы чуть (по сравнению, например, с Aune AR5000) развернуты к нормали ушной раковины. Внутреннее демпфирование реализовано при помощи некоего синтетического материала, похожего на мелкую пластиковую сетку.
Кабель. Заключен в пластиковую изоляцию, от чего не очень хорошо гнется. Резьбовой адаптер 3,5 →6,3 – в комплекте.
С точки зрения комфорта никаких проблем нет: прижим уверенный, можно смело трясти башкой, наушники не свалятся. Внутри амбушюров находится очень мягкая пена с эффектом памяти, поэтому прижим получается одинаковым по всему периметру амбушюров. Для моих ушей пространства внутри чуть-чуть не хватает, но прямо совсем чуть-чуть, это не претензия ни в коем случае. Вес наушников составляет 300 г, шея не напрягается никак.
Единственное сомнение у меня вызывает выбор ткани для амбушюров: даже по моему экземпляру, который не был в использовании долгое время, видно, что ткань начинает махриться, пушиться, из амбушюров торчат тонкие волокна. Кажется (кажется!), что при активном использовании амбушюры потеряют товарный вид примерно за год. С другой стороны, за это время и сама пена с памятью формы придет в негодность, поэтому амбушюры придется менять все равно.
Про звук
Сопротивление Hadenys составляет всего 28 Ом, а чувствительность – 105 дБ, поэтому я не буду останавливаться на необходимой мощности источника: подойдет любой.
Описание измерительного стенда – тут.
АЧХ Focal Hadenys:
Видим:
- небольшой недобор на саббасе;
- аккуратную прибавку на басе, около 150 Гц;
- выраженный акцент на 3,6 и 6,3 кГц;
- пик на 12,7 кГц.
АЧХ практически никак не изменяется при повороте наушников вокруг горизонтальной оси, а на сдвиги для ушей внутри чашек просто нет места для маневра.
Звучат Hadenys соответственно измерениям: довольно «тепло», чуть басовито; голоса подаются открыто, близко к слушателю. Акцент около 6,3 кГц значительный, и в некоторых треках он повышает ощущение «детализации», а в некоторых делает различимыми те нюансы трека, различать которые не хочется: посторонние шумы, треск, скрежет и просто дефекты записи. Именно поэтому обычно производители и стараются если не «прижимать» этот диапазон, то хотя бы не выпячивать. У Hadenys тут не просто акцент, а +6 дБ, то есть звук вдвое громче.
Раздражает ли эта особенность постоянно? Нет.
Можно ли найти треки, которые в Hadenys становится слушать неприятно? Да, и таких треков в моей коллекции довольно много.
Также обращу внимание на то, что первый резонанс, который должен приходиться на 2,8-3,3 кГц у Hadenys смещен вправо, выше, в область 3,6 кГц. Поэтому тонально наушники звучат немного «тоньше», немного «острее», чем мне нравится.
Как итог, у Hadenys получается такой комфортный, тепловатый звук, в целом соответствующий хармановской кривой, но приправленный повышенной энергетикой голосов, а также склонный к вытаскиванию из треков всех деталей, которые запросто оказываются откровенной грязью. И именно эту особенность я склонен считать уже не особенностью, а именно ошибкой тюнинга.
Нелинейные искажения на 94 дБ с выключенной и включенной опцией «Use harmonic frequency as ref»:
Фазовая характеристика:
Групповая задержка:
Спектрограмма:
Никакого криминального криминала тут не наблюдается. Зато становится понятно, что попытка приподнять «хвост» саббаса до хармановского стандарта (на +5 дБ на 20 Гц) может привести к неприемлемым искажениям, ведь там уже чуть больше 2%.
Сравнения
А вот давайте сравним Hadenys со значительно более дешевыми Fiio FT3 320Ω. И те, и другие – классические открытые динамические наушники.
300 г веса Hadenys против 411 г FT3, амбушюры Hadenys удобнее, в целом по комфорту Hadenys немного впереди. Комплекты: чехол и кабель с переходником у Hadenys против чехла, сменных амбушюров, а также кабеля с системой сменных коннекторов (балансные 4,4 и XLR также присутствуют) у FT3 – чистая победа FT3. 28Ω сопротивления и 105 дБ чувствительности Hadenys против 320Ω /110 дБ FT3 – последние потребуют источника большей мощности.
Ну и АЧХ:
- саббас – у FT3 более полноценный;
- бас – лучше сепарирован и хлестче лупит у Hadenys;
- середина – примерный паритет;
- верх – для моего слуха более приятен в исполнении FT3, хотя имеет выделенный участок около 5 кГц.
- сверхвысокие – примерно одинаковые качественно. Что лучше, провал или пик на одной и той же частоте, решать каждому конкретному слушателю.
Если бы я был заражен «борзенковщиной», я бы сказал, что Hadenys и FT3 320Ω играют «в одном классе». Подача в целом похожа, хотя FT3 звучат весомее, нейтральнее и острее, а Hadenys – динамичнее, теплее и на мой вкус скучнее. Ну и не забываем про неприятный пик на 6,3 кГц.
Ну и стоимость: 57000 ₽ за Hadenys против 25000 ₽ (24,500 ₽ + таможенная пошлина) за FT3 320Ω. А бывает и еще дешевле.
И да, лично я бы выбрал FT3 320Ω. А источник? Уже Moondrop DAWN Pro хватает, чтобы при подключении к ПК раскачать FT3 до неприличной громкости, что уж говорить про более серьезные варианты.
Итого
Focal Hadenys явно построены на базе портативной платформы: низкий вес, низкое собственное сопротивление, подключающийся с одной стороны кабель. При этом это открытые наушники, то есть ориентированы на домашнее использование. А домашнее использование – это стационарная система, которая, фактически, не имеет ограничений по мощности, которая подразумевает эксперименты с кабелями, которая подразумевает сидячее положение, в котором вес наушников не так важен в том смысле, что допустим выход далеко за 300 г при сохранении нормальной эргономики.
Короче, я понимаю позиционирование этой модели так: «отельные» наушники для «менеджеров среднего звена», которые можно взять с собой в командировку и расслабленно послушать в конце рабочего дня. И еще их можно показывать коллегам по опасному бизнесу, которые все равно в наушниках ничего не понимают, но красивое и дорогое ценят.
С точки зрения звука Hadenys не стали откровением: пик на 6,3 портит звуковую картину в целом и заставляет либо привыкнуть к такой подаче, либо быть очень избирательным в отношении музыкального материала. Те же Fiio FT3 320Ω с моей точки зрения выигрывают у Hadenys запросто, хотя и более требовательны к источнику. Но даже FT3 + какой-то ЦАП с усилителем получаются в сумме дешевле Hadenys. За $700 Focal должны были сделать со звуком что-то хорошее – вкусовое или «правильное», не суть важно.
Как мне кажется — не получилось. Из $700 слишком большая часть ушла на дизайн и бренд.
А еще есть Meze 105 AER, Kennerton Nota Bene, Sennheiser HD650, Aune AR5000, и вот новые HD505 тоже скоро подъедут. Они все дешевле и если и не звучат условно «лучше», то как минимум не режут слух педалированный 6-ю килогерцами.
Получилось красиво, дорого и удобно. Но для ценителя именно звука – в целом, ничем не примечательно, к сожалению.