Рейтинг внутриканальных наушников
Начала расскажу о целях, подходах и дополнительных соображениях, которые движили мной во время создания базы измерений и рейтинга наушников. А дальше уже перейдем к сути дела — к тому, какие внутриканальные наушники и за какие деньги надо и не надо покупать.
Самые нетерпеливые могут сразу переходить к п. 7.
1. Зачем еще одна база измерений?
Ну, во-первых не просто «еще одна база измерений», а именно на squig.link, потому что он позволяет быстро сравнивать АЧХ наушников. Во-вторых, я не доверяю чужим измерениям, потому что не понимаю, как они сделаны.
Давайте сравним измерения одних и тех же наушников на разных «сквигах». При помощи фотошопа, потому что напрямую нельзя.
Вот – Chu 2:
DaVinci (выровнены линейным сдвигом на 500 Гц, масштаб всех графиков одинаковый):
Arya:
А зачем нужны базы? Ну, чтобы разбирающийся пользователь мог зайти и примерно оценить звучание наушников, например. И как его оценить при таком разбросе? Какому «сквигу» я, как пользователь, должен доверять? Кое-кто указывает, на каком стенде сделан замер, но обычно этой информации нет. Какие брались амбушюры – тоже в 99% случаев не указано. То есть эти графики работают только в рамках своих «сквигов», и только с пояснениями обзорщиков, строго говоря. А какой из них близок к истине – одному богу известно.
Таким образом, как пользователь я не могу принять решение о покупке тех или иных наушников, глядя на эти замеры. А как обзорщик я не могу сравнить свои замеры с чужими, потому что другие замерщики не предоставляют дополнительной информации о том, как они проводят измерения. Вероятно, где-то эта информация есть, но она лежит отдельно.
А еще очень мало кто измеряет разные экземпляры одних и тех же моделей, чтобы можно было хоть что-то сказать про их вариативность (привет, ZiiGaat).
2. Как сделал я
«Надо делать самому и по-большому!», привычно решил я.
Мои измерения https://boizoff.squig.link/ не имеют ряда вышеприведенных недостатков:
- прямо написано, на чем я меряю;
- для 90% измеренных моделей я указал конкретные модели амбушюров;
- для ряда наушников есть измерения нескольких экземпляров;
- для 90% наушников около одного из измерений стоит галочка.
Последний пункт разъясню особо. Если взять наушники, например, 7Hz G1, надеть на них комплектные силиконовые амбушюры и засунуть в симулятор слухового канала, то получится вот такое:
Красота! Харман с саббасом и очень аккуратненькой чуть прибранной «серединой», просто чудо. За 3100 ₽ — ну подарок!
Но потом вставляешь их в уши, включаешь музыку и… сразу выключаешь. Потому что звук G1 имеет невероятно резкий верх, царапающий слух. И вроде на графике его нет. Как так?
А дело в том, что измерения на стенде зависят от того, какое расстояние и объём воздуха остался между измерительным микрофоном и звуководом наушника. Можно взять одни амбушюры и засунуть наушник поглубже, а можно взять другие и произвести замер в положении, когда наушник почти вываливается из симулятора. Да, все стараются попасть в резонанс на 8кГц, но разные амбушюры вытесняют разный объём воздуха из звуковода стенда. То есть пик – большой или маленький – на замерах будет, а вот область от примерно 2 до 20 кГц будет выглядеть по-разному.
И тут мы приходим к главному вопросу: ЖИВОЙ-ТО ЧЕЛОВЕК КАК БУДЕТ СЛЫШАТЬ ЭТИ НАУШНИКИ? Да, есть вариативность в каналах (и тут важно не путать вариации в строении ушных раковин и вариации в объёмах/длинах слуховых каналов разных людей; первые на порядки больше вторых), но хотя бы примерно – КАК?
Поэтому я придумал следующее: не просто мерить наушники, не просто указывать амбушюры, а отмечать измерения, непосредственно отражающие реальный слуховой опыт. Для этого надо взять генератор синуса, внимательно послушать синус в наушниках на разных частотах, а потом соотнести его с разными вариантами собственных измерений. И выбрать тот, который наиболее похож.
И отметить его.
Вернемся к примеру:
Вот такой замер отражает реальное восприятие звука 7Hz G1, поэтому он отмечен галочкой. И это ужасный звук – посмотрите на Эверест около 11 кГц, он 12 дБ высотой, то есть в 4 раза громче.
Зато честно.
А если взять другие амбушюры?!
Если взять другие амбушюры и подвигать наушники туда-сюда на стенде – замеры будут другие. Но дело в том, что посильнее скрутить пенку амбушюра и поднажать при засовывании наушника в стенд – можно. А вот проделать то же самое с живым ухом – нельзя. То есть я ориентируюсь на тот звук, который получается с комфортно сидящим в ухе наушником. Лет 10 назад корпуса внутриканальных наушников были обычно небольшими (по сравнению с сегодняшними моделями), а звуководы были тонкими. Это давало действительную вариативность посадки. Сегодняшние модели имеют относительно толстые, по 5,5-6,5 мм в диаметре, звуководы, а также эргономичные корпуса, примерно повторяющие форму усредненной ушной раковины. То есть конструкция наушника сильно ограничивает вариативность его размещения в ухе: засунуть глубже не даст сам корпус, который упрется в ушную раковину. А если не вставить наушник до конца – он просто будет вываливаться. И нет никакой разницы, пенка это, или силиконовая затычка – в «живом» ухе оно будет сидеть совершенно одинаково, на одной и той же глубине. А вот для симуляции такой реалистичной посадки во время измерений мне могут понадобиться какие-то иные амбушюры кроме штатных. Например, пенки KZ, SoFoam или что-то еще.
(Предвосхищая вопрос про наушники Etymotic: да, существуют наушники Etymotic. Я про них знаю, и они практически единственные вот такие уникальные.)
Подытоживая: информация об амбушюрах адресована не пользователю, а другому замерщику – чтобы он мог воспроизвести условия моих измерений на своем стенде (если стенд того же стандарта) и сравнить (все мои измерения можно скачать, да). А вот галочка — как раз для пользователей, слушателей, потенциальных покупателей, которые хотят понять, какой звук они на самом деле получат.
Понятно, что вы услышите не ровно то же, что и я, но очень близко к тому.
И да, я проверил на живых людях, это работает.
3. Объём базы измерений
Внутриканальные наушники выходят со скоростью по нескольку новых моделей в день. Измерить все просто невозможно физически. Поэтому за неделю я разобрался в актуальных моделях, пересмотрел без преувеличения тысячи обзоров, отзывов и графиков, а потом просто купил самое интересное. Ряд (широкий ряд, больше 25 моделей) мне предоставил Сергей Гудков, которому я еще и еще раз говорю огромное спасибо. Я купил около 40 моделей. Замеры еще около 30 пар я сделал в Докторхеде, за что им тоже большое спасибо. Что-то у меня уже было измерено, что-то мне прислали читатели. В сумме вышло что-то около 130-140 моделей.
Получился некий набор актуальных сейчас наушников стоимостью от 470 до 57000 ₽. Однако, работать с таким количеством наушников стало сложно. Для понимания: вот так выглядят и столько места занимают только 55 пар; это почти весь мой стол.
Чтобы сравнивать наушники на слух, надо не только иметь здесь и сейчас сами наушники. Необходимо организовать их хранение таким образом, чтобы любую модель можно было предельно быстро достать и подключить к источнику. При моих масштабах анализа штатные чехольчики и тем более коробочки отпали сразу.
Закупил вот такие ящики для рукоделия, а также термопринтер с наклейками, ибо руками писать практически разучился:
В каждом отделении лежат уже подключенные к штатному кабелю наушники, а также все комплектные амбушюры. То есть открыл ящичек, вытащил наушники – и можно слушать или мерить.
Стало значительно удобнее.
Что касается количества измерений, то оно перевалило за 400. Четыреста аккуратных замеров наушников за полтора месяца – это не хрен моржовый, скажу я вам. Особенно с учетом того, что я допускал ошибки и был вынужден проводить измерения повторно. Ну и squig.link не очень удобен в смысле механизмов работы с базой измерений, скажем так. Но — «дареному коню в зубы не смотрят».
В общем, объём работы получился такой, что осознавай я его с самого начала – может, и не взялся бы.
4. Необходимые предуведомления
Про измерения:
- в качестве источника для всех замеров использовался RME ADI-2 DAC fs;
- все замеры производились на громкости в 94 дБ, громкость отстраивалась при помощи акустического калибратора (см. ссылку, п. 2).
- все замеры производились со штатными кабелями наушников;
- амбушюры, указанные на замерах:
- Измерения почти всех наушников имеют пик на 8 кГц – это резонанс стенда. В реальности, в слуховом канале живого человека, этот резонанс тоже есть, но его положение варьируется от примерно (!) 7 до 8 кГц в зависимости от объема и длины канала. Резонансы около 11-13 кГц и выше у человеческого уха тоже есть, но вариативность их положения гораздо меньше, то есть измерения в этом смысле достоверны.
- Некоторые измерения имеют этакий малозаметный излом в районе 80-150 Гц. Это следствие того, что наушник был наклонен в симуляторе относительно центральной оси. В этом нет ничего страшного, просто не обращайте внимания.
5. Предельно конкретно про звуковой почерк
В рейтинге я решил разделить наушники по ценовым сегментам. А чтобы было проще и понятнее, внутри каждого сегмента наушники разделены по звуковым почеркам, так сказать.
И вот тут я хотел бы быть предельно конкретным.
Harman, схематично:
Классическая хармановская кривая для внутриканальных наушников последней ревизии от 2019 года. В интернетах фигурирует также под названием «Harman 2019v2». Тут все более-менее понятно.
Warm:
«Тёплый» звук: баса (не саббаса!) больше, а верха – меньше. Можно представить себе, что в смысле графика АЧХ это хармановская кривая, повернутая по часовой стрелке.
Bright:
«Холодный» или «светлый» звук: саббаса и баса меньше – верха больше. Хармановская кривая, повернутая против часовой стрелки.
V-shaped:
Популярная V-образная АЧХ: больше и баса, и «верхов».
Balanced:
Поскольку вопрос с определением «нейтрального» звука для наушников не решен до сих пор, я решил использовать слово «сбалансированный». Варианты целевых кривых тут следующие:
- Кривая Кринакла «IEF Neutral» 2020 года, для моих ушей действительно звучит наиболее нейтрально из всего, что я пробовал;
- Кривая Кринакла «IEF Neutral» 2023 года, отличается от первой очень плавным подъёмом на саббасе до 2,7 дБ (там еще разница на промежутке 1-3 кГц, но всего 2 дБ);
- VSDF – кривая компании Moondrop. Получена, насколько я понимаю, из конвертации кривой диффузного поля со стенда B&K 5128 под стандарт IEC711. Плюс – также добавлен небольшой подъём на саббасе.
Все три кривые принципиально похожи, разница заключается в величине подъёма на 3 кГц и скорости спада высоких частот.
Meta 2024:
Целевая кривая, полученная из измерений диффузного поля на B&K 5128 (ΔJM1), к которой добавили саббас. Это как бы последнее модное веяние в целевой настройке наушников. На слух вполне себе ничего, съедобно. Желающих ознакомиться подробнее – прошу сюда.
Отмечу важное: выше речь идет о моделях, а любые модели – это редукция материальной реальности. Наушников, которые бы до сотой децибелла соответствовали хоть какой-то целевой кривой, априори не существует. Мы всегда имеет дело с колебаниями вокруг каких-то значений. Более того, бывают случаи, когда в принципе сложно понять, как оценить звук модели по графикам (см. измерения AFUL Explorer, Performer и т.д.). Тогда вам остается либо ориентироваться на мою субъективную оценку, либо пойти и послушать самостоятельно.
Вот такими определениями для описания звука наушников я буду пользоваться ниже.
6. Собственно, рейтинг
Отмечу, что все цены указаны на момент распродажи 11.11.2024. Цены, понятно, могут меняться, но вот соотношения «дороже-дешевле» между наушниками с большой вероятностью сохранятся.
6.1 Категория «0-500 ₽»
KZ Dawn: самые дешевые приличные наушники на свете, что я смог найти. Они настолько дешевые, что даже кабель от них отцепить нельзя. Тёплый бассхедный звук, зато нет характерной даже для более высокого ценового сегмента «ямы» около 10 кГц, да и вообще высокие подаются без пиков и провалов.
6.2 Категория «500-1000 ₽»
TRN MT5: имеют очень активный верх, который может смутить иных слушателей, но в целом по звуку все очень неплохо. Отличные компактные металлические корпуса и худший кабель из виденных мной вообще.
KZ EDC PRO: стандартные корпуса KZ нижнего ценового сегмента, много баса и саббаса, зато относительно ровный «верх» и умеренного размера резонанс на 11 кГц.
6.3 Категория «1000-1500 ₽»
А тут у меня пусто – не могу посоветовать ни одни из услышанных мной наушников в этой ценовой категории.
6.4 Категория «1500-2500 ₽»
Примерно с этого места уже можно говорить про серьезный звук.
KBEAR KB01: компактные универсальные корпуса, гладкий верх, чуть раздутый бас. Все деньги ушли на звук, и он выдающийся. KB01 можно запросто носить под тесной шапкой зимой и даже спать в них.
Truthear Gate: в смешные прозрачные корпуса у производителя получилось запихать чуть тепловатую, но все же близкую к нейтральной подачу. Звуководы короткие, могут понадобиться амбушюры подлиннее. У меня было два сэмпла – меряются совершенно одинаково, что вселяет надежду в плане минимальной разницы между экземплярами.
Celest (Kinera) Wyvern Abyss: чуть более басовиты, чем того требует Харман, зато нет пика на 11 кГц, а 6 кГц никогда не замучают слух пользователя. Красивые фактурные корпуса. Есть Pro-версия с выносным микрофоном, даже с ветрозащитой. Подарок для начинающего офисного аудиофила или любителя компьютерных игр.
Tangzu Wan’es SG Studio Edition: очень аккуратно настроенный, широкий светлый звук. «Взрослые» корпуса хитрой формы.
MOONDROP Quarks 2: несменный кабель и Type-C-разъём (и микрофон), неказистый внешний вид, зато – феноменально гладкий на «высоких» звук, а также общая сбалансированность подачи, которая на слух воспринимается как нейтральная. Рассчитаны на ношение проводом вниз, но можно привычно закинуть его за ухо. И пусть вас не обманывает сеточка на задней стороне корпуса, наушники закрытые. Могут понадобиться более длинные амбушюры.
6.5 Категория «2500-5000 ₽»
Celest (Kinera) Pandamon 2.0: милейше выглядящие кругленькие наушники, в звуке которых выражены середина и бас. Но – очень аккуратно, поэтому подачу склонен характеризовать как тёпло-нейтральную. Форма корпусов универсальная. На распродаже в подарок давали микроЦАП, тоже кругленький.
Kefine KLEAN (серебряный фильтр): с черным фильтром звук приобретает неприятный крикливый оттенок, а вот серебряный делает подачу комфортной и «тёплой». Одна из лучших реализаций такого сорта настройки за очень смешные деньги. Корпуса металлические, эргономика универсальна. Два имеющихся у меня экземпляра измеряются практически «один в один».
CCA Rhapsody (с настройкой 1001): из всех 16 настроек, которые дают 4 2-позиционных переключателя, я рекомендую именно «1001». АЧХ становится близкой к хармановской целевой кривой, за исключением баса – его больше — и большого подъёма на 8 кГц. Больше информации – в моем большом обзоре.
6.6 Категория «5000-7000 ₽»
Simgot EA500 LM (золотой звуковод с красным колечком): вы слушаете Моцарта, Placebo, Manu Chao или Vesta – без разницы. EA500 LM делают из любой музыки Rammstein. Любой материал звучит напористо-агрессивно, звонко и ударно. Единственное, чего EA500 LM не умеют, это дать слушателю возможность отдохнуть.
TRUTHEAR×Crinacle ZERO: RED: писал про них обзор, поэтому совсем коротко: они охренительные. Смущает только разница между экземплярами: моя практика показывает, что она может быть прям большой.
6.7 Категория «7000-10000 ₽»
Shanling TINO: очень удобные небольшие корпуса c красивыми плейтами, гламурный кабель со сменными разъёмами. В звуке акцент сделан на середине и верхних частотах. И это мало у кого получается реализовать нормально. А вот у Shanling в модели TINO получилось. Не надо бояться этих пиков на графике, лучше послушайте их вживую.
Simgot EM6L: АЧХ этих наушников будто целиком сдвинута вправо относительно кривой хармана. Обычно такие эксперименты заканчиваются плохо: подача получается тонально недостоверной, то есть слушаешь музыку, но звучит все как-то… не так. У EM6L такой проблемы нет, просто звук стал несколько «тоньше» и «светлее» обычного, что приводит к ощущению сбалансированности подачи. Не фанат этой модели, но наушники от этого хуже не становятся, они отличные.
Rose Technics Star City 5 Pro: моя личная особая тайная любовь. Наушники, заслуживающие гораздо большего внимания обзорщиков, чем они имеют по факту. Очень универсальные корпуса интересного дизайна, рассчитанные на глубокую посадку. Комплектный(!) микроЦАП. Звук – нейтрально-тёплый. Тут нет выраженно лупящего саббаса или яркого «верха» — тут всё про баланс и ясную середину. В интернете можно встретить две версии, старую под MMCX, и новую под 2-pin.
Truthear HEXA: практически нейтральные для моего уха наушники, HEXA имеют очень универсальные корпуса (хотя на вид и не скажешь) и очень приятную, естественную «середину». Подробно – в обзоре.
6.8 Категория «10000-15000 ₽»
Truthear NOVA: флагман компании Truthear, NOVA играют невероятно хорошо – сбалансированно, широко и т.д. Придраться к звуку сложно, даже если захотеть. Зато можно посетовать на странноватую форму крупных корпусов и царапающие кожу (потому что они слишком короткие) заушины.
6.9 Категория «15000-20000 ₽»
Binary Acoustics× Gizaudio Chopin: одни из лучших наушников с V-образной подачей вне ценовых категорий. Неказистый внешний вид и идиотскую коробку действительными недостатками считать не могу. А вот отлично сбалансированный, прямо «злой» звук, протяженные высокие частоты, универсальные в части посадки небольшие корпуса – это безусловные плюсы. Читайте обзор.
Kiwi Ears Quintet: очень аккуратно настроенные наушники для тех, кому хармановская подача кажется чуть крикливой, кому хочется больше теплоты в звуке, но без потерь всех остальных качеств звука.
6.10 Категория «20000-25000 ₽»
PULA ANVIL114: те самые «новые наушники с драйвером костной проводимости». Не первые, впрочем. Очень крупные корпуса, которые ощутимо резонируют после щелчка ногтем, будто внутри есть пружинка. Звук – комфортный, под стать Star City 5 Pro (см. п 6.7), тёплый, но с выраженным «верхом». По сравнению с нейтральной кривой у ANVIL114 больше баса и «верха» около 8 кГц. По сравнению с харманом – недостает саббаса и середины. На слух же такая подача воспринимается как V-образно-тепловатая, но с выраженными высокими частотами и широкой сценой. Ну и, видимо за счет этого драйвера костной проводимости, ANVIL114 умеют играть очень низко. Очень. Тут можно почувствовать, что такое 10 Гц – это когда вы глохнете 10 раз в секунду. Иные наушники так не умеют вообще, в принципе. В комплекте — гламурный кейс, гламурный кабель и 12 пар амбушюров, мое почтение.
6.11 Категория «25000-30000 ₽»
А тут у меня опять ничего нет. Ни Performer 5+2, ни Hype 2, ни тем более Concerto я не могу назвать хорошими наушниками, и уж тем более лучшими.
6.12 Категория «30000-50000 ₽»
Moondrop Variations: наушники, про которые я и могу только сказать, что они звучат «как надо». В их звуке все хорошо, все правильно, все сбалансированно, всех частот ровно столько, сколько необходимо. Из вообще всех внутриканальных моделей, что я слышал, Variations лично мне нравятся больше всего.
6.13 Категория «50000-70000 ₽»
Hisenior Mega5-EST: тепловато-нейтральные наушники, настроенные по последней моде. Никогда не раздражают слух, прекрасно подходят для соревновательных игр. Только что с креплением коннекторов кабеля чуть-чуть не получилось. Посадка также несколько спорная. Писал про них большой обзор, повторяться не хочу.
7. Весь рейтинг одной картинкой
8. Что дальше?
Дальше все довольно просто:
- Из всей горы наушников, что у меня сейчас есть на руках, останутся только те, что перечислены выше. Чтобы я имел возможность сравнивать с ними напрямую те новые модели, что в будущем попадут ко мне в руки. Остальные будут проданы.
- Рейтинг будет постепенно пополняться и актуализироваться. Прямо сейчас ко мне едут еще 10 пар наушников.
- Несколько позже появится страница, содержащая перечень не попавших в рейтинг наушников с краткими комментариями по каждой модели. Там будет и про AFUL Performer 5+2, и про Moondrop Concerto, и про CKLVX CK-D62, CLAVELON DELTA, INTUARURA Reference 2019 и т.д. Это все я тоже купил и внимательно послушал.
За сим откланиваюсь.
9. FAQ из очевидных вопросов с не менее очевидными ответами
Q: А почему я не вижу в рейтинге наушников таких-то?
A: Потому что:
- либо я отсек их в процессе выбора, основываясь на измерениях (смешной пример),
- либо послушал, померил, но они не стали лучшими в какой-либо категории,
- либо я про них вообще не знаю, такое тоже бывает.
Q: А мне ваш рейтинг не нравится, он неправильный, я с ним не согласен!
А: А тогда идите и составьте свой собственный. В мой блог носить свое недовольство моим же блогом не следует.
Q: Вы написали, что наушники ХХХ тёплые, а они на самом деле холодные!
А: Не «на самом деле», а «вам кажется, что». А я написал про то, что кажется мне, и подтвердил это измерениями. Далее – см. предыдущий вопрос и ответ на него.
Q: На вашем сквиге тыкаю на измерения, а он пишет ошибку…
A: Напишите, пожалуйста, где не работает – я исправлю.
Q: Можно вам прислать наушники XXX на замер?
A: Если у меня нет их измерений, буквально нужно. Пожалуйста, напишите мне на почту, мы договоримся о деталях. Особенно интересны следующие модели:
- Tanchjim Origin;
- Softears Studio 4;
- Letshouer S12;
- Sennheiser IE600;
- Simgot Supermix 4;
- Moondrop Dusk (DSP);
- AFUL Cantor;
- THIEAUDIO Monarch MKII;
- TRI i3 MK3;
- Xenns Mangrid Tea Pro 2024;
- KiiBOOM Evoke.