Краткий экскурс в историю индустриальной музыки
СТРОГО 18+!
Автор: juhan, специально для boizoff.com
В 1997 г. Дмитрий Толмацкий, журналист и экспериментальный музыкант, троюродный брат Толмацкого Кирилла, в просветительских целях составил и опубликовал текст INDUSTRIAL CULTURE EXTENTED F.A.Q., призванный ознакомить заинтересованную часть рунета с историей создания и наиболее значимыми персоналиями индустриальной музыкальной сцены: «До России индустриальная музыка добралась тогда, когда оригинальные индустриальные группы уже или прекратили свое существование, или объявили о смене ориентиров. Западные печатные источники в России все еще труднодоступны, а большинство музыкантов, которых сегодня можно считать наследниками и продолжателями индустриальной культуры, известны только специалистам.»
Прошло уже почти 25 лет. Информация благодаря бурному развитию телекоммуникаций стала доступной и более чем избыточной. Количество ценителей экстремальных музыкальных форм выросло на порядок, а термин «industrial music» уже не рождает в неискушенных умах неуверенные ассоциации с группой Metallica. Вместе с тем, и сейчас у большинства это направление в первую очередь ассоциируется с такими металлическими формациями как Rammstein или Nine Inch Nails. Между прочим, о своей любви к индастриалу заявляла и словом, и даже творчеством такая отечественная эстрадная певица, как Татьяна Буланова.
Однако ни к металлистам, ни к риветхэдам «классический» индастриал и музыканты, в результате экспериментов которых начала оформляться индустриальная эстетика, никакого отношения не имели и иметь не могли.
Итак, в целях расширения эрудиции и музыкального кругозора читателей позволю себе кратко изложить историю возникновения индустриальной музыки и обозначить коллективы, которые эту музыку (а вернее анти-музыку) придумали.
Родоначальниками индастриала почитаются английский коллектив Throbbing Gristle и его фронтмен Neil Megson (Genesis P-Orridge), который в 1969 г. организовал провокационный перфоманс-проект COUM Transmissions, вдохновленный идеями экспериментального международного арт-сообщества Fluxus. Помимо самого Дженезиса и прочих малоизвестных теперь персонажей активным членом проекта была его подруга, стриптизерша и порно-актриса Cosey Fanni Tutti (Christine Carol Newby), с которой они в 1974 г. записали саундтрек к одному из своих выступлений, изящно названному «Throbbing Gristle» («Пульсирующий хрящ», синоним слова «пенис»).
Позднее к ним присоединился Peter Christoferson (Sleazy), работавший в дизайнерском агентстве, где тот участвовал в оформлении обложек для альбомов таких прог-роковых групп как Pink Floyd и The Alan Parsons Project. Еще одним участником проекта стал Chris Carter, увлекавшийся созданием самодельных синтезаторов, до этого успевший поработать звукоинженером на телевидении, а также организатором визуальных эффектов и световых шоу для многочисленных концертов и фестивалей, включая выступления таких команд как Yes и Hawkwind.
Вот как описывает примеры перфомансов COUM Transmissions британский музыкальный критик Саймон Рейнольдс в своей книге, посвященной истории пост-панка, «Все порви, начни сначала»: «Обычно перформансы COUM заключались в том, что Пи-Орридж клал сверху на свой пенис несколько отрубленных куриных голов и мастурбировал, или же Пи-Орридж и Тутти занимались одновременно анальным и вагинальным сексом, используя двухконечный фаллоимитатор. Различные сочетания использованных тампонов, личинок, китайских деликатесов типа черных яиц, обладающих сильным аммиачным запахом, перьев и наполненных молоком, кровью или мочой шприцев служили реквизитом. Например, Пи-Орридж мог проколоть своё яичко шприцем, а затем впрыснуть кровь в чёрное яйцо. Гвоздём программы было то, что он делал себе клизму из крови и молока, а затем, пёрнув, разбрызгивал жидкость по полу галереи.»
Что же пытался донести молодой человек пуританскому английскому обывателю, ставя себе клизму столь экстравагантным образом? Дженезис Пи-Орридж: «Я нахожусь в состоянии войны со статус-кво общества, с теми, кто находится под контролем и властью. Я воюю с лицемерием и ложью, я воюю с массовыми медиа».
Во время одного из их выступлений, проходившего в пабе, Дженезис разговорился со стариком, ветераном Первой Мировой Войны и жертвой газовой атаки, который дал ему совет: «Я понимаю, что вы пытаетесь разбудить людей. Но сколько из сидящих здесь поймут ваш посыл? Почему бы вам не попробовать что-нибудь более доступное для понимания, музыку, например?»
«Throbbing Gristle — первая группа, которая полностью реализовала невыполненное обещание панков исследовать экстремальную культуру как способ саботажа системы контроля, начав с самой рок-музыки. Когда панки напыщенно противостояли року, исполняя при этом его некачественную версию, Throbbing Gristle, выбрав классическую форму рок-н-ролльного квартета, совершенно осознанно были антироковыми. Творя с 1976 по 1981 год, они расширили свою зачаточную музыкальность, извлекая из своих инструментов и усилителей воющие машинные шумы на фоне монотонных линейных ритмов, проводя магические ритуалы для нарушения телесного равновесия, накопления и высвобождения сексуальной энергии. Их называли кем угодно — от претенциозных выпускников школы искусств до порочных извращенцев. Однако такое отношение не только не сломало их, но даже не слишком расстроило. Напротив, когда покойный премьер-министр тори сэр Николас Фейрберн объявил их «разрушителями цивилизации», он не мог наградить их лучшим манифестом.» (цитируется по книге Дэвида Кинана «Эзотерическое подполье Британии»). Ирония истории с высказыванием сэра Николаса Фейрберна заключается в том, что в последствии он сам был вовлечен во множественные сексуальные скандалы, а его любовница, секратарь Палаты общин, пыталась повеситься перед зданием его офиса — классический случай ханжества и лицемерия, против которого и были направлены эксперименты группы, которые сам фронтмен коллектива именовал «агрессивным использованием причуд».
Итак, что же такое индастриал? «New Musick», как поначалу современники называли новое музыкальное движение, являл собой сплав существовавшей на тот момент поп-музыки с музыкой авантгардной, взявший на вооружение весь спектр идей и методов последней. Некоторые представители академического авангарда (Штокхаузен, Кейдж, Шёнберг, Ксенакис, Шельси), фри джаза (AMM, Anthony Braxton, Evan Parker, Bill Dixon), немецкого краутрока (Xhol Caravan, Faust, Kraftwerk, Neu!) и психоделического рока (Fifty Foot Hose, Silver Apples, White Noise), собственно, исполняли подобие индастриала еще до того, как движение оформилось и взяло курс на мэйнстрим. Еще в 1974 г. американская экспериментальная рок-группа The Residents записала свой дебютный альбом «Meet The Residents», наполненный электронными звуками, манипуляциями с пленками, конкретной музыкой и прочими красотами; в 1975 г. лидер Velvet Underground Lou Reed выпустил свой «Metal Machine Music», параллельно с первыми экспериментами Throbbing Gristle; в СССР Аквариум в 1974 г. записал бутлег «Музыка общественных туалетов» (достаточно шумно, хотя и не индастриал, конечно).
В 70х индастриал, как стиль, еще не существовал. Различные музыканты ставили эксперименты со звуком, развивая собственные направления, в последствии эволюционировавшие в отдельные подстили (noise, dark ambient, percussion industrial, martial industrial, EBM, synthpop, darkwave, techno, etc.). Объединяла их скорее сходность в теоретическом подходе, нежели практическом.
Вот 5 основополагающих идей, которые были общими для адептов New Musick:
- Автономность. Подразумевалось производство звукозаписи собственными силами или на независимых лейблах, что отчасти было вынужденной мерой, отчасти свободным выбором, поскольку мейджор-лейблы воспринимались насквозь прогнившими и ненужными.
- Доступ к информации. Музыканты в рамках ведения «информационной войны» распространяли альтернативную информацию и пропаганду, пытались дискутировать на запрещенные темы, как через официальные СМИ, так и путем создания собственных источников информации.
- Использование синтезаторов и анти-музыки. Эксперименты со звуками немузыкального происхождения, различными шумами, использование электронных инструментов, обработка звука и готовых записей. «Не можете вы одновременно иметь и анархию, и музыку», — говорил Пи-Орридж.
- Внедрение дополнительных, немузыкальных элементов. Предполагает использование литературной составляющей, демонстрацию фильмов и видео во время исполнения музыки.
- Шоковая тактика. Какофония звуков, тексты песен, эксплуатирующие антисоциальные и табуированные темы, эпатажные перфомансы и видеоряд были призваны разорвать шаблоны и донести до слушателя идею о том, что это общество совершенно больно и развивается не в том направлении.
Свою записывающую студию Throbbing Gristle назвали Death Factory («Фабрика смерти»). «Мы назвали свой альбом «Музыка с Фабрики Смерти» в качестве метафоры нашего общества и того, как устроена жизнь, — рассказывал Пи-Орридж. — Каждый из нас живёт в своём собственном концентрационном лагере». В качестве моникера для лейбла вначале было выбрано Factory Records («Заводские записи»), затем скорректированное на Industrial Records («Промышленные записи»). Оно отражало и антимузыкальную форму их опусов, и повествовательную манеру текстов, документирующих «свирепую действительность загнивающего капитализма». Название лейбла — Industrial Records — впоследствии дало название всему музыкальному стилю и течению в искусстве.
Автором термина «industrial music» был Monte Cazazza, американский экстремальный перфомансист, сотрудничавший у себя на родине с Survival Research Laboratories и Factrix и ставший неофициальным пятым членом TG. Целиком придуманный им слоган звучал как: «industrial music for industrial people» («промышленная музыка для индустриальных людей»). Первым релизом на Industrial Records, не относившимся к Throbbing Gristle, стал сингл Кацаццы «To Mom on Mother’s Day / Candy Man». Фанат оружия и военной тематики Кацацца увлек этим и Пи-Орриджа. Как результат, — члены группы начали одеваться в камуфляж, а в музыке активно использовать сэмплы звуков стрельбы из различных видов оружия и прочие милитаристские записи.
Далее переведем внимание с крестных отцов стиля на прочих немногочисленных приверженцев New Musick, которые параллельными курсами исследовали территории промышленного звучания. Надо понимать, что несмотря на географический разброс первых «индустриальных» групп, они не находились в изолированном состоянии и «не варились в собственном соку». Все они были членами глобальной арт-тусовки, вели активную переписку и обменивались идеями еще до того, как стиль начал оформляться и возникло понятие индустриальной сцены. Творческий продукт этих групп, способы получения звука и его искажения варьировались, общей была идея создания анти-музыки и эксперимента.
В 1973 г. в Шеффилде, Англия поклонник творчества Брайана Ино Richard H. Kirk и Chris Watson, инженер телефонной компании, увлеченный идеей «музыки без музыкальных инструментов», основали еще один ныне культовый индустриальный коллектив, Cabaret Voltaire. В 1973 г. к ним присоединился Stephen Mallinder, игравший на бас-гитаре и обеспечивший вокальные партии.
В самом начале в состав проекта входила масса других участников, объединенных общим интересом к необычным формам искусства и литературы, но к 1974 г. состав сократился до 3 человек. Звукотворчество «Кэбов» и их эксперименты с различными самодельными электронными устройствами, пленочными кольцами и генераторами сигналов находились под влиянием cut-up техник Уильяма Берроуза и Брайона Гийсина, а перфоманс-акции были инспирированы идеями движения дадаистов.
О характере исполняемой в тот период музыки можно судить по результатам их первого концерта, состоявшегося в 1975 г.: «Мы поставили закольцованный кусок записи парового молота, служивший перкуссией, а Ричард, одетый в покрытую мерцающими китайскими фонариками резиновую куртку, играл на кларнете, и все закончилось тем, что зрители бросились на сцену и отмудохали нас. В суматохе Маллиндер упал со сцены, сломал какую‑то кость в спине, и его положили в больницу. Отбиваясь от нападавших, Кирк размахивал своим кларнетом, словно дубинкой, а потом запустил своей самодельной гитарой в толпу. По словам Кирка, «люди, нападавшие нас, получили более тяжелые травмы, потому что многие из тех, кто пришел посмотреть на нас — а среди них было много довольно сомнительного народа, — решили встать на нашу сторону. Все напились и просто с ума посходили». (цитируется по книге Саймона Рейнольдса «Все порви, начни сначала»). Нередко провокационные и безбашенные выступления Cabaret Voltaire проходили в рамках совместных концертов с иконами пост-панка Joy Division.
Еще один исторический факт, касающийся Joy Division: Дженезис Пи-Орридж был последним человеком, разговаривавшим с Йеном Кёртисом перед его самоубийством.
Еще одни британцы, Clock DVA. Эту группу образовали Adolphus (Adi) Newton и Steven Turner в Шеффилде в 1978 г. Adolphus Newton до этого играл в группе The Studs совместно с будущими участниками Cabaret Voltaire, Human League и Heaven 17. Название Clock DVA инспирировано надсатом, языком героев романа Берджесса «Clockwork Orange» («Заводной апельсин»), сконструированным писателем-лингвистом на основании в том числе слов русского языка.
Так, например, само слово «надсат» означает подростков и происходит от суффикса «-надцать» русских числительных от 11 до 19. DVA в названии группы это 2, а целиком его можно прочитать как «два часа». Музыка коллектива на начальном этапе представляла собой экспериментальную электронику с синтезаторами и обработанными пленочными петлями.
Thomas Leer & Robert Rental. Коллаборация двух шотландских пионеров электронной музыки. Их альбом «The Bridge» был издан на Industrial Records в 1979 г. Взгляды музыкантов на конечный продукт различались — в то время, как Robert Rental хотел видеть в нем чистый эмбиент, Thomas Leer склонялся к более традиционной песенной структуре, в результате имеем эмбиент-пост-панк, ярко свидетельствующий о той эпохе первых экспериментов по скрещиванию панк-музыки с музыкой электронной.
В 1978 г. в Сиднее, Австралия Graeme Revell, работавший санитаром в психиатрической больнице, и Neil Hill, в этой больнице проходивший лечение, образовали проект SPK, аббревиатура которого расшифровывалась в разное время по-разному: Socialistisches Patientenkollektiv (в честь террористической организации, созданной доктором Вольфгангом Хубером и пациентами психиатрической клиники Гейдельбергского университета), Selective Pornographi Kontrol, Surgical Penis Klinik, System Planning Korporation, SePuKku и т. д. Обложка их 45-ки «Meat Processing Section», изданной на Industrial Records в 1980 г., представляла собой фото шашлыка из мужского полового органа.
По этой причине в музыкальных магазинах пластинку не выставляли на витрины.
Их живые выступления кроме нескончаемой звуковой атаки включали показ слайдов с изображением изувеченных трупов, экспериментов, физических увечий, некрофилии и хардкор-порно. На концертах в Сан-Франциско участники группы поедали на сцене мозги из овечьей головы и использовали ручной огнемет, при этом случайно вызвав возгорание одного из зрителей.
Boyd Rice, стоящий за проектом NON, американский мизантроп, музыкант и художник, тесно общавшийся с уже отбывавшим свой пожизненный срок Чарльзом Мэнсоном и водивший дружбу с основателем Церкви Сатаны, Антоном ЛаВеем, в середине 70х изобрел нойз как музыкальное направление.
«Все подлинно новое — это всегда шок. Если вам что-то характеризуют как «новое», но вас не шокирует, это значит, что вас обманывают и подсовывают фальшивку. Причем изначально я вообще занялся этим ради самого себя — было скучно, мне хотелось музыки, которая бы провоцировала меня самого. Сейчас шок стал самоцелью — и это, честно говоря, очень скучная схема. Трюк, поставленный на поток, перестает работать — он просто обесценивается.»
Выступления NON того периода представляли собой чистый шум на пороге болевого восприятия. В качестве звуковых источников Райс использовал машинку для чистки обуви, гитару с приделанным к ней вентилятором, обработанные пленки с записями шумов, издаваемых самодельными устройствами, аудиозаписи из Диснейленда, сетей быстрого питания и цитат газетных заголовков. Он считал свои выступления ритуалом раздоктринизации, избавления мыслительных процессов слушателя от стереотипов и шаблонов. Вот как описывал Бойд Райс реакцию слушателей на его концерте в Гааге, Нидерланды: «Они очень рассердились. Потому что в Гааге любой, кто любит музыку, посещает каждый проводимый концерт, особенно если выступает кто-то из Америки или Англии. Я полагаю, что они так поступают, потому что больше им там заняться нечем. Я им как-то сразу очень не понравился. Во время шоу свет со сцены бил зрителям прямо в глаза, он был настолько ярким, что они едва ли могли видеть меня — они пытались достать до прожекторов и разбить их, но не могли до них дотянуться. Один парень, выглядевший как хардкор-панк, катался перед сценой, зажав свои уши руками, и, похоже что, плакал — в глазах его стояли слезы. Кто-то кинул в меня пивным стаканом, который попал мне в лоб. Он разбился, и я почувствовал пульсирующую боль — в стакане оставалось немного пива, оно стекало по моему лицу, и мне показалось что это кровь. Я продолжал вести себя дружелюбно по отношению к аудитории, что еще больше их разозлило. Они грозили мне кулаками, и я подумал, что в любой момент может начаться массовое буйство. В общем я подумал, что зашел уже слишком далеко, поблагодарил их и ушел со сцены.»
В 2010х годах Boyd Rice прибавил в своей известности и обрел узнаваемость у нас на родине благодаря неожиданно обнаруженному физическому сходству с одним известным политическим деятелем.
Z’EV (Stefan Joel Weisser) американский мистик, перкуссионист и звуковой художник, увлекавшийся визуальной и звуковой поэзией. Он длительное время изучал перкуссионную традицию разных народов, что хорошо прослеживается в его музыкальных экспериментах.
В 70х, еще до Einstuerzende Neubauten и Test Dept., он начал использовать для создания своих кинетических скульптур различные найденные немузыкальные предметы и промышленные материалы: стальные листы, пружины, сковородки, тазы, металлические и пластиковые трубы, бутылки, связанные между собой или просто разложенные по сцене.
Einstürzende Neubauten. Вопреки бытующему мнению о том, что «Разрушающиеся новостройки» являются изобретателями индастриала, образовались они только в 1980 г., в Западном Берлине, уже на пике популярности стиля.
Агрессивная панковская эстетика композиций, сопровождавшихся индустриальными перфомансами с использованием самодельных конструкций для звукоизвлечения, собранных из металлолома и прочего мусора с немецких свалок, отбойных молотков, промышленных станков, электроинструментов и тележек из супермаркетов довольно быстро принесли коллективу культовый статус по всему миру.
В начале 80х Nick Cave, увидевший запись выступления EN по нидерландскому ТВ, был настолько впечатлен, что пригласил фронтмена коллектива Бликсу Баргельда (Christian Emmerich) стать участником его нового на тот момент проекта. Бликса согласился и входил в официальный состав Nick Cave & The Bad Seeds с 1983 по 2003. В рунете можно найти массу информации и по Einstuerzende Neubauten, и по Бликсе. Например случай, когда, напившись водки во время гастролей в Москве, он влез на крышу мерседеса, припаркованного на набережной Москвы-реки, и начал отплясывать на потеху фотографам и фанатам, но внезапно появившийся хозяин авто праздник жизни прервал и, угрожая оружием, потребовал компенсации в несколько тысяч долларов. Бликса озвучивал мумию (все эти нечеловеческие хрипы и визги) в одноименном американском фильме 1999 г., а еще его жена придумала краудфандинг в целях записи альбома группы «Supporter Album #1».
Шумовой веганский стрейт-эдж проект Merzbow в настоящее время является, без сомнения, самым известным представителем japanoise, жанра, исследующего потенциал использования жесточайшего шума за пределами музыкальных границ. Был создан в 1979 г. барабанщиком Masami Akita, изучавшим изящные искусства в Университете Тамагавы и увлеченным идеями дадаизма и сюрреализма.
Нойз на его бесчисленных альбомах может показаться однообразным, но в каждой работе музыкант подходит к концепции процесса его извлечения и обработки с новой стороны, более того монотонность и однообразие отдельных композиций при внимательном прослушивании обнаруживает обманчивость первого впечатления.
Japanoise, безусловно, направление, мягко сказать, очень своеобразное и очень на любителя, как и любой harsh noise. Но позволю себе поделиться субъективным впечатлением — на концертах это звучит очень круто, обескураживая напором примордиальной энергии и глубинным воздействием на слушателя.
Hijokaidan, еще один представитель японской шумовой сцены. Стартовали в 1979 г. как перфоманс проект, вдохновленный творчеством американских нойз-рокеров Airway и японских психоделик-рокеров Fushitsusha. Эксцентричные выступления коллектива включали традиционное крушение реквизита и инструментов, равно как метание со сцены еды и мусора, рвоту и мочеиспускание, сопровождаемые импровизационным музицированием.
Страны Социалистического лагеря были представлены группой Laibach, образованной в 1980 г. в городе Трбовле, Социалистическая Республика Словения. Провокационный милитаристически-тоталитарный стиль и наполненное противоречивыми образами творчество группы вызывало резкую реакцию со стороны политических властей бывшей Югославии, а среди поклонников рождало горячие споры о фактическом художественном и политическом позиционировании коллектива.
Основными элементами разнообразных художественных практик Laibach (музыка, инсталляции, перфомансы, коллажи, живопись и видео) являются отсылки к нацистскому искусству и социалистическому реализму.
Среди прочих пионеров индустриальной музыки можно перечислить: The Normal, Fad Gadget, Elizabeth Welsh, Whitehouse, Negativland, 23 Skidoo, The Leather Nun, Survival Research Laboratories, Factrix, The Haters, Suicide, Chrome, Lustmord, Severed Heads, Test Dept., Zoviet:France, Hula.
Музыкальные исследователи считают датой прекращения существования «настоящего» индастриала 29 мая 1981 г., когда в Сан-Франциско состоялся последний концерт «индустриальной группы № 1» Throbbing Gristle. Журналистам был разослан пресс-релиз, в котором говорилось, что «миссия окончена», индустриальная эра подходит к концу, наступает постиндустриальная эпоха, и время менять стратегию. Тактика шоковой терапии и радикальность уступили место курсу на интеграцию в массовую культуру. Постиндустриальная музыка становится менее агрессивной и более мелодичной, многие поп-артисты начинают эксплуатировать индустриальную эстетику и музыкальные идеи в своем творчестве, появляются новые постиндустриальные стили, исследующие территории танцевальной, народной, ритуальной и, конечно, рок-музыки и металла.