Обзор TWS-наушников Moondrop ALICE. Всем слушать, никому не покупать
English version of the article.
Бренд Moondrop, принадлежащий компании Shenzhen Audio, выпускает бескомпромиссные аудиофильские TWS-наушники ALICE. В них использован и суперлинейный динамический драйвер собственного производства с карбоновой диафрагмой, и прогрессивный чип QCC5151, и технология VDSF+ для расширения звуковой сцены. И, главное, их звук можно настраивать как угодно при помощи параметрического эквалайзера, доступ к которому дает фирменное приложение.
Не смог удержаться – решил пощупать лично.
Важно! Во время написания обзора использовались следующие версии ПО:
- прошивка наушников: 2.0.2
- приложение Moondrop Link: 1.3.5.
Комплект
Коробка с наушниками засунута во внешнюю обертку настолько плотно, что последняя при распаковке то и дело норовит порваться. После первой неудачной попытки вытащить основной бокс я несколько минут искал незаметный неотклеенный скотч. Но нет, просто вот так «впритирку» упаковано.
В комплект входят:
- сами наушники;
- кейс;
- чехол для кейса;
- 2 комплекта амбушюр;
- бумажки.
Все это добро занимает не более 30% объема коробки, а она просто здоровенная.
Сборка, материалы, дизайн
Кейс сделан в стиле «минималистичный китайский премиум». Китайский – в хорошем смысле, это явно продолжение тренда, заданного Xiaomi и другими ведущими технологическими брендами поднебесной. Кейс ощущается как монолитный кусок качественного пластика, нет ни единого зазора или шва. Но крышка чуть-чуть болтается.
Сзади – только разъём USB Type-C.
При открытии кейса сразу загораются индикаторы заряда.
Наушники примагничиваются к своим посадочным местам в кейсе. Если их вынуть, становятся видны контактные группы, через которые производится зарядка.
Наушники спроектированы в той же сдержанной манере, без намека на сложные формы и декорирование ради декорирования. Все очень просто и очень качественно, решетки динамиков исполнены практически ювелирно. Единственными видимыми элементами на корпусе являются прозрачные «пиксельные» снежинки, свечение или моргание которых отражает текущее состояние наушников.
Чехол для кейса сделан из трудно идентифицируемого материала, похожего на смесь пластика и бумаги. Лично я им не пользовался по причинам, изложенным ниже.
Никаких претензий к качеству изготовления или дизайну у меня нет, кроме одного: обозначение левого/правого наушника отсутствуют, поэтому иногда при помещении их в кейс приходится повозиться.
Эргономика
ALICE ругают за размер, мол, очень крупные. Ну, точно не маленькие, но 8 часов работы от одного заряда аккумулятора не берутся из ниоткуда, они берутся из аккумулятора, внезапно. Наушники в целом нормально сидят в ушах, не вываливаются при ходьбе, не мешают носить шапку.
И всё было бы неплохо, если бы не небольшой просчет в эргономике: для тех амбушюр, что идут в комплекте, звуководы ALICE слишком короткие. Или звуководы нормальные, но форма амбушюр выбрана неудачно. Наушники банально невозможно глубоко и надежно посадить в ухо. Лично мне понадобилось некоторое время на подбор таких амбушюр, чтобы наушник держался как бы не внутри ушного канала, а на входе в него — пришлось взять большие и подчеркнуто шарообразные, от Moondrop Quarks DSP (о которых я скоро тоже расскажу).
И вот с ними посадка стала комфортной, а изоляция достаточной, чтобы появился артикулированный саббас. Дабы было предельно понятно: с ALICE поставляются два набора амбушюр – ребристые Moondrop Strping Tips (рассказывал про них тут) и вторые, сделанные из термопластичного эластомера (a-la XELASTEC SednaEarfit, про них можно почитать тут). И те, и другие великолепного качества, но в паре с ALICE и в совокупности с особенностями строения лично моих ушей они просто «не заработали».
Наушники удобно вытаскивать из кейса, они не выскальзывают из пальцев. По тач-площадкам попадать также получается с легкостью.
Ну и кейс. Просто здоровенный, хоть и легкий. В полтора раза объемней, чем у Sony WF-1000xm3. И если кейс можно просто протереть тряпкой при загрязнении, то пластмассово-бумажный чехол мало того, что еще больше увеличивает размер устройства, но и хреново отчищается. Зачем он вообще нужен, для меня загадка.
Удобство использования
Логика использования ALICE устроена так: открываешь кейс, наушники мигают и сразу начинают подключаться к последнему устройству. При помещении обратно в кейс подключение автоматически прерывается. В теории все ясно и понятно.
Практика же значительно отличается от теории: отключение от источника сразу после подключения, а также в процессе прослушивания музыки; продолжение воспроизведения звука в закрытом кейсе (незадокументированный режим «музыкальная шкатулка»?!); невозможность подключиться в качестве устройства для прослушивания музыки, только для совершения звонков – ALICE вываливает на пользователя весь набор багов, которые вообще можно встретить при работе с TWS-наушниками. Интересно, что все они лечатся двумя способами: либо полным отключением и повторным подключением наушников, либо сменой прошивки: на версию «вниз», потом обратно, на актуальную. Но об этом ниже.
Ну и управление. Оно полностью лишено возможности хоть какой-то настройки. Одно касание – играть/пауза, два касания – следующий трек. Всё. На любом наушнике, правом или левом. Да, долгое удержание – включение некой технологии VDSF+ (Virtual Diffusion Sound Field), которая что-то там делает со звуком. Управление громкостью? Переключение пресетов?
Нет, зачем.
Никаких дополнительных функциональных возможностей у ALICE также нет. Производитель не реализовал ни активного шумоподавления, ни акустической прозрачности, ни тем более «talk-to-hear» или поддержки голосового ассистента. Нет даже автопаузы при вынимании наушника из уха.
Зато подключение/отключение наушников, а также активация VDSF+ озвучивается идиотским детским голосом, по-английски (спасибо!). Но громкость уведомлений всегда одна и та же, а вот звук во время уведомления практически не приглушается, поэтому разобрать сказанное просто невозможно.
Чтобы не сгущать краски уж совсем сильно: на разумном расстоянии подключение ALICE держат отлично, без обрывов, не придраться. Заявленные 8 часов на средней громкости отрабатывают.
Мобильное приложение
Дичь начинается с установки. Последнюю версию фирменного приложения Moondrop Link для Android можно найти на сайте производителя, но после установки оно сразу предложит обновиться через загрузку APK с какого-то китайского файлообменника.
После перезапуска приложение встречает пользователя спартанским, не до конца переведенным меню.
Первый пункт меню «OTA» (Over The Air) предоставляет доступ ко всем прошивкам наушников.
Зачем это? Производитель сомневается в том, что каждая следующая прошивка лучше предыдущей? Может быть, прошивки влияют на звук? Где-то в приложении про это написано?
Пункт «Tuning configuration» позволяет выбрать одну из 10 настроек звука.
Названный иероглифами пункт дает доступ к параметрическому эквалайзеру.
По нажатию на последнюю кнопку «Product description» открывается руководство пользователя.
Всё, больше ничего нет.
Единственная ценная функция – это, конечно, параметрический эквалайзер. К которому еще надо приспособиться. Точек 5, и все они имеют тип Peak (колоколообразный фильтр). Никакой визуализации АЧХ не реализовано. То есть если у пользователя нет измерительного стенда, придется настраивать звук на слух. Параметрическим эквалайзером. Ну и все это работает… да почти не работает. Во-первых, если попытаться изменить и сохранить более одного любого значения, то настройки не сохранятся. Во-вторых, настройки нельзя сохранить в отдельный пресет, и тем более настроить несколько пресетов. В-третьих, иногда наушники просто забывают ваши настройки и возвращаются к своему стандартному звуку сразу после перехода на экран эквалайзера. И при этом подскакивает громкость. В-четвертых, изменять настройки эквалайзера можно только тогда, когда играет музыка. В-пятых, даже если играет музыка, настройки эквалайзера иногда просто не отображаются на экране – приходится закрывать и открывать приложение. И, наконец, при выборе любого стандартного пресета настройки кастомного эквалайзера сбрасываются.
Сложно сделать еще кривее и неудобнее.
И, повторюсь, нет никакой возможности настроить жесты управления через приложение. Не реализовано даже отображение заряда наушников и/или кейса.
Ощущения от работы с Moondrop Link в связке с ALICE укладываются в известную максиму: «Работает — не трогай!». Моя практика показала, что если вдруг так получилось, что наушники нормально подключаются к источнику, сами отключаются в кейсе, а еще и не теряют «настройки» эквалайзера (настройки сохраняются в наушники, как я понял), то самое разумное, что может сделать пользователь – это удалить Moondrop Link и больше никогда его не запускать. Потому что мало ли. Если нормально написанный софт для наушников позволяет что-то настраивать, перестраивать и подстраивать, то Moondrop Link изредка позволяет вам просто пользоваться ALICE. Изредка.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 1 динамический 10-миллиметровый.
- Версия Bluetooth: 5.2.
- Поддерживаемые кодеки: AptX Adaptive, AAC, SBC.
- Мультипоинт: есть.
- Активное шумоподавление (ANC): нет.
- Время работы: 8 часов. В кейсе установлен аккумулятор на 5 полных зарядок.
- Защита от влаги: не заявлена.
Субъективно про звук
Общее время прослушивания наушников составило около 20 часов. В качестве источника использовался смартфон Galaxy Note 20 Ultra, плеер Hiby R5, а также Bluetooth-трансмиттер для ПК на базе QCC3040.
Три общих замечания:
- ALICE – очень-очень громкие наушники. Половина громкости ALICE, это максимальная громкость WF-1000xm4, примерно так. Вывернуть звук на максимум я просто побоялся.
- ALICE откровенно шипят в отсутствии сигнала, это реально очень заметно. Будто усилители всегда включены на полную мощность, а регулировка звука чисто программная, а не аппаратная. Впрочем, не стоит и преувеличивать зачимость этой проблемы: во время использования в городской среде это не заметно.
- Функция VDSF+ на слух и по измерениям АЧХ не влияет на звук никак. Может быть, имеет место некое подмешивание каналов, но лично я ничего такого не расслышал.
Поскольку звук ALICE всегда определяется одной из 11 (включая пользовательскую) настроек эквалайзера, то сразу поясню, что 8 из 10 стандартных пресетов – это адский ад. Как на слух, так и по измерениям. Поэтому дальше я буду говорить только о звучании ALICE в рамках пресетов Moondrop Target и In-ear Target, а также про кастомную настройку.
При использовании пресета Moondrop Target наушники дают немного V-образный звук с дополнительно подчеркнутой верхней серединой и саббасом. Звук яркий, очень выразительный, «прозрачный». Это как раз тот случай, когда хочется сказать: «Верю!», хотя понимаешь, что подача явно приукрашена. Наверное, это один из лучших реализаций «китайского» звука в том смысле, в котором Audeze производит условно американский звук, Focal – европейский, а STAX – японский. В любом треке акцентированы голоса, особенно женские, они подаются предельно близко к слушателю, приобретая иногда даже некоторую навязчивость. Нижняя середина отодвинута на второй план, что лишает звук телесности, но это компенсируется мощным и «быстрым» саббасом.
Про саббас скажу отдельно: он просто великолепный. Технически весь звуковой диапазон наушники воспроизводят отлично, но саббас – именно великолепно. Как и всегда, на помощь приходит диалектика: видимо, шипящие усилители очень хорошо контролируют динамик именно потому, что постоянно работают на полную мощность – недостаток оборачивается достоинством.
Я бы назвал пресет Moondrop Target прекрасно подходящим для прослушивания вокальных произведений и музыки с живыми инструментами, но обязательно в более-менее тихой обстановке: при повышении громкости диапазон около 3 кГц усиливается и начинает неприятно «давить на слух», а также остро проявляется акцент в области 8 кГц. Поэтому вне дома, когда хочется поднять громкость, чтобы заглушить шум большого города и тем более метро, я бы предпочел несколько иной тюнинг.
Пресет In-Ear Target похож на предыдущий, но предлагает радикально подчеркнутый саббас, а также выделенные высокие частоты, то есть и еще более выраженную V-образность. Несмотря на некоторую «остроту» и «крикливость» именно эта настройка понравится большинству пользователей; она же наиболее близка к Хармановской кривой. В силу названных особенностей, весь музыкальный материал будет звучать эффектно и очень напористо, но только до тех пор, пока вы не наткнетесь на плохо сведенный трек – тут главное успеть вытащить наушники из ушей, настолько резким и звенящим покажется звук.
Если говорить про пресеты Moondrop Target и In-Ear Target как про «фирменный» звук ALICE, то это безусловно выдающийся и смелый для TWS-наушников тюнинг. Услышав такой звук, большинство непричастных к миру аудиофилии скажут: «Ого!», потому что никогда такого не слышали. А причастные буду вторить им, имея в виду другое «Ого!» — они вряд ли подозревали, что такой звук можно получить в беспроводных внутриканальных наушниках. И я вполне присоединяюсь ко вторым: в звук ALICE, как в звук маленьких беспроводных «затычек», по началу просто не веришь, потому что ну откуда там взяться такой мощи, такой сцене, такой открытости подаче и чистоте?
Чудеса, да и только.
Ну и самый интересный вопрос: можно ли сделать лучше? Да, что и я продемонстрирую ниже.
Измерения
Наушники подключались к плееру Hiby R5 (AptX). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Измерения каждого из наушников производились до получения от 3 до 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Сглаживание указано на графиках. Ограничения стенда и вообще замеров наушников подробно описаны мной в этой статье.
Пресет Moondrop Target:
Пресет In-Ear Target:
Комментировать картинки не вижу смысла, ибо слуховое восприятие совпало с замерами.
Попробуем сделать лучше, то есть ровнее. Для этого надо определиться, какая АЧХ будет отправной точкой для эквализации. Для этого переключимся на кастомный пресет и выставим Gain=0 для всех точек:
Насколько я понимаю, это и есть «собственный» звук ALICE, безо всех эквалайзеров и пресетов. Мы видим:
- +10 дБ на саббасе;
- -1,5 дБ на 700 Гц;
- пик на 8500 Гц (частота зависит от глубины погружения наушника внутрь ушного канала);
- пик на 13 кГц.
Попробуем убрать высокочастотные акценты, выровнять середину и «унять» саббас:
Настройки эквалайзера:
Получилась ооочень аккуратная «ровная» подача. Такую настройку я рекомендовал бы для домашнего использования наушников, или для тихой улицы.
Но для громкого звука она все еще подходит не очень хорошо по вышеописанным причинам. Попробуем найти такой тюнинг, который бы хорошо звучал на повышенной громкости и при этом не резал слух:
Настройки эквалайзера:
(Замечу, что первым ползунком можно регулировать, фактически, количество баса/саббаса, а частоту четвертой точки нужно сместить туда, где лично у вас возникает резонанс – воспользуйтесь старым добрым Online Tone Generator. Напомню, что сохранять получается по одному изменению за раз, то есть на три параметра одной точки понадобится три нажатия кнопки «Update EQ». Ну, мало ли этот пост будут читать редкие обладатели ALICE.)
И вот это уже очень похоже на то, что я, с моими ушами, с подходящими мне амбушюрами и выбранной мной относительно высокой громкостью назвал бы практически идеалом. Именно с этой настройкой в течение недели я гулял по улице, занимался спортом, ездил в транспорте, и могу со всей ответственностью заявить: никогда я не слышал настолько хорошо звучащих TWS-наушников. Да, будем честны, и проводных таких наушников ой как не много.
Итого
Moondrop сделали выдающий звук, без дураков. А вот произвести толковое, «цельное» устройство не получилось. ALICE хороши как идея TWS-наушников, хорошо собранных, произведенных из качественных компонентов, снабженных параметрическим эквалайзером, позволяющим действительно гибко настроить звук на свой вкус, и действительно феноменально хорошо звучащих при верной настройке. Потрясающе хорошо. Настолько хорошо, что в это сложно поверить в первые минуты прослушивания.
Но это их единственный плюс. Идея хороша, а вот ее материальное воплощение обескураживает.
Потому что все остальное находится либо на среднем уровне, либо реализовано настолько ужасно, насколько это вообще возможно. Средняя эргономика, не слишком подходящие именно для этой модели амбушюры, нестабильное подключение к источнику звука, кошмарное, глючное приложение, которое даже не удосужились целиком перевести на английский (а там, мягко говоря, не 1000 слов). Ну и полное отсутствие дополнительных возможностей, присущих TWS-наушникам ценовой категории около 14 тыс. рублей в 2023 году: ANC, talk-to-hear, акустической прозрачности, настройки жестов, сохранения пресетов и т.д.
А Soundcore Liberty Pro 3 (обзор) и даже Sony WF-1000xm4 (обзор) уже можно купить за те же, или даже меньшие деньги. Да, они хуже звучат даже после тюнинга, но зато стабильно работают, нормально настраиваются и функционально более чем насыщены!
И если производитель хотел сделать ортодоксальную аудиофильскую модель «только про звук», то нет, все равно не вышло. Потому что, простите, БЕСПРЕДЕЛЬНО ВСРАТЫЙ, беспомощный софт и «глюки» с подключением разрушат нервную систему владельца гораздо быстрее, чем он начнет получать удовольствие от звука. Может быть, когда-нибудь все программные ошибки ALICE исправят, вот тогда и можно будет покупать. Но вот уже 5 прошивок вышло, а воз и ныне там.
Получается феномен: послушать ALICE я категорически рекомендую всем и каждому, кто интересуется действительно хорошим звуком. А вот купить и использовать на повседневной основе – боже упаси, не надо себя мучить.
UPD 28.02.2023: Вышла прошивка 2.0.3. И, как вы думаете, хоть что-то исправили? Правильно, нет, всё как было — так и осталось. Лучше не стало ни в одном месте.