Про правильные игровые наушники и Logitech G935
Про игровые наушники поговорим. Взвешенно и строго по существу дела. Ну и про лучшие игровые беспроводные наушники Logitech G935 за одно.
Почему игровые наушники выделяют в отдельный класс? Какие требования к ним предъявляются? Как понять, какие хорошие, какие плохие?
Почему игровые наушники выделяются в отдельный класс
Со всей очевидностью, к ним предъявляются несколько иные требования относительно «просто наушников для музыки»:
- Они должны быть оборудованы микрофоном. То есть говорим «игровые наушники» — подразумеваем «игровую гарнитуру».
- Они должны быть комфортными для длительных игровых сессий.
- Они должны быть закрытыми или хотя бы полуоткрытыми. Просто чтобы ваша «мамка» не знала, что с ней собираются сделать, или уже сделали.
- Они должны быть довольно специфическими в плане звукового почерка, о чем будет подробно сказано ниже.
- Они могут быть оснащены подсветкой и другими декоративными элементами, потому что так их проще продать школьникам.
Подробно я хотел бы остановиться только на пункте 4 – на звуке.
Требования к звуку в игровых наушниках
Продолжаем рассуждать про звук наушников исходя из специфики их применения: игры бывают двух типов – «обычные» и соревновательные.
«Обычные» игры – это про наслаждение произведениями искусствами. Категориально, так сказать. Такие игры призваны воздействовать на игрока эмоционально. В «обычных» играх вы должны просто получать удовольствие от процесса игры, он должен развлекать и захватывать. А звук, получается, должен быть эффектным: взрывы должны бабахать, свит пуль должен пугать, моторы должны реветь и т.д.
Соревновательные игры – это вид спорта. В соревновательных играх со звуком всё сложнее. В таких играх звуковое полотно состоит из информативных звуков – шагов, выстрелов, взрывов, шорохов – и неинформативных, то есть всех остальных. От слышимости информативных звуков зависит ваше понимание тактической ситуации на карте, точность бросков гранат, определение расстояния до противника за стеной, в общем, ваша победа. Неинформативные звуки могут создавать атмосферу, могут дополнять симуляцию погодных явлений (шум дождя, например), но в целом они мешают слышать информативную составляющую.
Итого по звуку: для обычных несоревновательных игр подойдут те наушники, звучание которых вам нравится. Получаете удовольствие от звука – это хорошие наушники, всё просто. Для соревновательных игр от наушников в разрезе именно звука требуется то, что аудиофилы называют «читаемостью». Или «детализацией», без разницы.
Что такое читаемость?
По-простому высокая, хорошая «читаемость» – это когда все звуки хорошо слышны. То есть общая информация, содержащаяся в звуковом полотне, быстро декомпозируется мозгом на отдельные cоставляющие.
Какими с точки зрения измеримых характеристик должны быть информативно звучащие наушники? Тут всё просто:
- Левый и правый динамики должны быть подобраны так, чтобы на всех частотах они имели равные громкости. Идеальных пар динамиков не бывает даже в очень дорогих наушниках, поэтому будем говорить о том, чтобы разница не превосходила, скажем, 2 дБ. Если на какой-то частоте это правило будет нарушено, то звук вы будете слышать левее или правее, чем он должен быть.
- Звук должен быть «ровным», то есть ни один участок частотного диапазона не должен доминировать над другими. Иначе вы можете что-то пропустить. За взрывами должны быть слышны глухие пулеметные очереди, за шумом ветра – шаги и т.д. Тут отдельно замечу, что игровые наушники в 99% случаев имеют доминирующие басы. Ну вот с какого перепуга? Наверное, здорово, если они подпрыгивают на голове во время выстрела из крупнокалиберной снайперской винтовки, но вы ж больше ничего не слышите в это время.
- Усилитель должен быть подобран по мощности так, чтобы эффективно управлять динамиком. Технически это означает, что при подаче на динамики единичного импульса минимальной длины мембрана динамика должна останавливаться максимально быстро.
Итак, выяснили, что хорошие игровые наушники должны иметь «ровный» звук с высокой читаемостью, детализированный, сами наушники должны быть оснащены микрофоном, должны быть закрытыми и удобными для длительных игровых сессий.
Если отказаться от требования по микрофону и каких-либо вообще разумных ограничений, то лучшие игровые наушники – это электростатические Sennheiser HE 1. Наушники неплохие, ровненькие, довольно «быстрые» по звуку. Ну и усилитель в комплекте. За всё про всё — 4.500.000 р. Жаль, что этой модели в закрытом исполнении не существует. Но если вас устроит открытый вариант + отдельный микрофон, то можно смело брать.
Если спускаться с небес на землю, то никакого удивления не вызывает тот факт, что многие прогеймеры и простримеры используют для игр студийные модели типа Beyerdynamic DT-770/880/990 Pro или 1770/1880/1990 Pro, просто ровные и «быстрые» Sennheiser HD-650/700/800/800S. Вот на картинке всякие известные морды со своими наушниками:
Поскольку это просто наушники, не гарнитуры, то микрофон берется либо внешний, либо приделывается что-то от ModMic.
Вот так играют профессиональные геймеры-стримеры.
Да, иногда на них можно увидеть наушники под брендами Logitech/ASTRO Gaming/JBL/HyperX (Kingston) и т.д., но это дело такое. Кто из спонсоров деньги платит – того и наушники в кадре. А когда никто не платит, то мы видим на геймерах-стримерах вышеназванные байеры и сенхи.
Тут надо понимать нюансы: стримеры и прогеймеры играми зарабатывают. С утра до ночи сидят в отдельных комнатах, никто им не мешает, они никому не мешают. Отсюда – возможность использования открытых моделей наушников. Реалии обычного человека несколько иные: игры только по вечерам после работы, «как бы кого не разбудить в соседней комнате» и всё вот это вот.
Ну и мое личное дополнение заключается в требовании к проводам: их категорически не должно быть. Снимать наушники с головы каждый раз, когда надо добежать до туалета, пока грузится карта, сделать чайку, помыть яблочко – это бесконечно геморройно. А между катками надо иметь возможность размять задницу и свободно походить по комнате, не прерывая беседу с сопартийцами. Иначе – застой крови в малом тазу, импотенция, депрессия, смерть. Поэтому с моей точки зрения игровая модель – это беспроводная модель, никак иначе.
Переходим к Logitech G935
Коротко о минусах:
- Идиотский дизайн, маркий глянцевый пластик.
- Подсветка на задней стороне чашек, которая никому не видна, а батарею тратит.
- Разваливающийся со временем переключатель On/Off, для починки которого приходится разбирать наушник и обратно подгибать металлический язычок.
Не менее коротко о плюсах:
- Закрытые.
- Отсутствуют провода.
- Здоровенные мягкие амбушюры, очень удобная посадка, поворотные (в двух плоскостях) чашки.
- Есть микрофон, который отключается поднятием микрофонной штанги. И еще гнется чуть-чуть. Жрешь, пьешь в наушниках – поднимаешь его наверх, и нет проблем.
- Звук. Ровный информативный звук.
- Задержка — 9 мс. (источник).
Подробно про звук
Измерения производились на модифицированном измерительном стенде miniDSP EARS, откалиброванном под целевую кривую, предложенную сайтом InEarFidelity (см. мою недавнюю статью про целевые кривые, рис. 14) + подъём 2 ДБ в нижней части диапазона. Измерения наушников, соответствующие целевой кривой IEF, должны выглядеть на моих графиках как плоская кривая. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Результирующие измерения получались путем усреднения откликов двух каналов, то есть десяти измерений в сумме.
Посмотрим на равномерность настройки левого и правого каналов:
Не супер, но прилично. Кое-где разъезжаются, но именно что кое-где. И в целом выглядит очень ровненько. Понятно, что от экземпляра к экземпляру будут различия; не могу сказать, хороший мне попался вариант, или плохой.
Но вот так выглядит откровенно плохой результат, чтобы было с чем сравнить. SteelSeries Siberia 650, левый и правый каналы:
Короче, для игровой беспроводной модели G935 — наушники ровные по звуку.
Можно вспомнить про штатный эквалайзер в приложении Logitech G HUB и сделать звук еще ровнее вот такой настройкой:
Сравним АЧХ без эквализации (красным) и с предложенной эквализацией (зеленым):
То есть это очень, очень ровненько для пластиковой игровой беспроводной бренчалки. Прям выдающийся результат.
Ну и практика подтверждает теорию: в Таркове модели оружия прекрасно определяются на слух по звуку выстрела, а кто где бинтуется, ползает и шелестит – слышно просто великолепно. В Апексе, ПУБГе – всё то же самое. Звук никак не эффектный, ничто крышесносно не бабахает, наушники с головы не слетают от взрывов.
Просто все звуки четко и раздельно слышны.
Ну и с точки зрения универсальности G935 с такими настройками эквалайзера снова хороши – музыку за работой слушать не противно, а местами даже приятно. Не Focal Utopia, зато с микрофоном и беспроводные.
Ну и давайте сравним с главным конкурентом – Sennheiser GSP-670. Причем тоже попробуем выровнять последние при помощи прилагающегося эквалайзера:
АЧХ GSP-670 до (красным) и после применения (зеленым) настроек эквалайзера (обратите внимание на подъём на саббасе, на него существенно никак повлиять не получается):
Ну и – эквализированные Logitech G935 (желтым) против Sennheiser GSP-670 (зеленым):
Обратите внимание на:
- Разницу в подаче саббаса (20-55 Гц);
- Небольшие различия на частотах 85 и 150 Гц;
- Промежуток 4-9 кГц;
- Область 10-11 кГц.
То есть G935 звучат на грамм ровнее, чуть удобнее с точки зрения посадки и силы прижима, чуть лучше (на одну полосу эквалайзера) настраиваются под индивидуальные предпочтения. И стоят на 7000 р. меньше.
Желающим слышать в играх всё — Logitech G935 к покупке строго рекомендуются. И не забудьте про магнитные кабели для зарядки, с ними будет сильно удобнее.