Обзор игровой гарнитуры EPOS Р6 Pro Open. Блестяще
Игровые наушники, да еще и полностью пассивные, без USB-донгла и какого-либо программного обеспечения от производителя – тема не очень интересная. Просто потому, что в индустрии существует определенный консенсус, каким должен быть звук игровых наушников. Все они звучат по-разному перекошено, но одинаково плохо. А показывающие хороший результат модели стоят не очень адекватных денег.
Но вот с чем-то нестандартным разбираться по-настоящему занятно.
Например, с EPOS/Sennheiser H6 Pro Open (далее – H6PO) – открытой игровой гарнитурой с неприлично хорошим звуком.
Комплект
В белой коробке находятся сами наушники, пара кабелей разной длины, а также комплект бумажек. Ничего сверхъестественного или просто интересного.
Конструктивные особенности, сборка, технологии
Конструктивно наушники повторяют подход, использованный Sennheiser в модели GSP-550, вышедшей на рынок в 2019 году, однако в некоторых аспектах H6PO упрощены, подозреваю, с целью удешевления. Плоское колесо регулировки громкости расположено на правой чашке. Оно крутится мягко, плавно, без дискретных позиций. Имеет механические стопоры в начальном и конечном положении, то есть оно полностью механическое. Регулировать звук получается точно, особенно если крутить его не одним, а двумя пальцами.
К левому наушнику крепится штанга микрофона, а снизу находится коннектор для кабеля.
Штанга микрофона поворотная, при подъёме микрофон аппаратно отключается. Интересно, что к наушнику штанга крепится на магнитах, в любой момент её можно отсоединить. Крепление очень прочное, случайно отсоединить штангу при подъеме или опускании точно не получится. Серая прорезиненная часть штанги позволяет чуть подогнуть её для пущего удобства.
Отсек микрофона сделан очень аккуратно и забран прозрачными решетками с внешней и внутренней стороны.
Верхняя часть каждого наушника оформлена звукопроницаемой решеткой.
На раздвижных креплениях оголовья есть насечки с цифрами – спасибо, EPOS. Границы регулировки таковы, что наушники совершенно точно подойдут как для очень маленьких, так и для очень больших голов.
Динамики поставлены под углом и прикрыты акустической тканью.
Амбушюры съемные, крепятся к наушникам на защелках. Конструктивно они полностью аналогичны тем, что использовались для GSP-670/600/500/…, а это значит, что можно сразу брать мои любимые Misodiko с охлаждающим гелем. Естественно, звук изменится, как конкретно – невозможно предсказать.
Кабели хорошие, мягкие, в оплетке, фиксируются в разъеме наушников намертво. Один подлиннее — для ПК, второй с Г-образным коннектором покороче — для ноутбука или портативной игровой приставки. Жаль, что со стороны наушников использован пропиетарный разъём, в случае поломки кабеля могут возникнуть сложности с покупкой.
H6PO собраны из пластика практически целиком; из него выполнены даже крепления чашек к оголовью, на которые приходится максимум нагрузки при использовании. Однако это очень качественный пластик, по крайней мере по ощущению. Подкладка на оголовье из кожзаменителя невнятного сероватого цвета кажется испачкавшейся на фоне снежной белизны остальных частей наушников, странное решение. Упразднены слайдеры для настройки прижима, которые Sennheiser использовал в сериях 500/600, но и не велика потеря. В общем и целом, нареканий по конструкции и сборке нет, хотя некоторое ощущение дешевизны остается. Про надежность ничего сказать не могу, за неделю использования наушники не развалились, да и reddit не завален сообщениями о поломках.
Эргономика
Основной нюанс эргономики для H6PO – сам факт того, что это открытая игровая гарнитура. В каких случаях можно позволить себе использовать открытые наушники? Как минимум, когда вы никому не мешаете. А зачем использовать открытые наушники для игр? Теоретически, по двум причинам:
- Если вы не хотите терять контроль над окружающей реальностью.
- Если вы хотите получить сравнительно неплохой звук за меньшие деньги, ведь нормально настроить закрытые наушники с любым типом драйвера существенно сложнее, чем настроить открытые наушники.
Получается, что целевая аудитория H6PO, это… одинокие геймеры-аудиофилы с повышенной тревожностью? Профессиональные стримеры, сидящие в отдельных помещениях? Школьники с глухими бабушками? В общем, иронически намекаю на малочисленность аудитории, которая выберет наушники такого типа.
Зато уши и голова не потеют, это да.
Сила прижима – чуть выше средней, наушники не свалятся с головы ни при каких обстоятельствах, но и дискомфорта после 4-часового использования не вызывают. Решена старая проблема игровых наушников Sennheiser: многие пользователи жаловались на появившуюся после использования боль в скулах. С H6PO этого можно не бояться.
Амбушюры плотно прилегают к ушам и имеют ровно ту жесткость, которая требуется для полного контакта с кожей. Правильно подобрана глубина, уши не упираются краями раковин в решетку динамика.
Оголовье не особенно мягкое, просто нормальное. Несменное, к моему сожалению, поэтому рекомендуется использовать старый проверенный ход, чтобы продлить срок службы.
Единственный вопрос возникает к выбранному цвету – а он не единственный, есть еще черно-синяя и зелено-бронзовая версии. С какой скоростью будут пачкаться белые наушники и кабели, вы, думаю, прекрасно представляете. Вероятно, ставка сделана на то, как эффектно будут играть на белой поверхности разноцветные лампы подсветки во время стримов, и как здорово это все будет выглядеть в кадре.
И вторая мелочь: в комплекте нет крышки, которой можно было бы прикрыть контакты микрофона, когда он снят. EPOS, серьезно, вы хотите за эту фитюльку отдельные $5?! Этот как-то… мелочно что ли. Получается, что микрофон можно снять, но придется ходить с «голыми» контактами и некрасивым левым наушником. То есть снять микрофон можно, но делать этого пользователю не захочется. Тем более, что штанга и весит не много, и не попадает в поле зрения в поднятом состоянии. Тогда зачем вся эта история с отсоединяемым микрофоном? Был неправ, крышечки в комплекте есть, даже 2.
Других вопросов к эргономике у меня нет, для длительных игровых сессий H6PO подходят прекрасно.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: охватывающие открытые.
- Тип драйвера: динамический, диаметром 42 мм.
- Импеданс: 28 Ом.
- Чувствительность: 111 дБ/мВт.
- Вес: 310 г со штангой микрофона, без кабеля.
Субъективное восприятие звука
Общее время прослушивания наушников составило около 20 часов.
Поскольку на обзоре сегодня «пассивная» игровая гарнитура, то и слушать я её решил на том, на чем это будет сделать среднестатистический пользователь – на встроенной саундкарте. Конкретно в мою материнскую плату ASUS PRIME Z690-A встроено решение на основе Realtek S1220A.
Несмотря на заявленную нетребовательность к мощности усилителя, сопротивление наушников определяется встроенным ПО Realtek вот так, на уровне около 600 Ом:
Я переставил мощность усиления на вторую из трёх доступных позиций, т. к. в первом положении запаса по громкости практически нет. Даже с учетом того, что слушаю я музыку не ой как громко. Последующие эксперименты с RME ADI-2 DAC также показали, что то ли производитель врет, то ли… в общем, наушники не такие уж и легкие в раскачке.
И, собственно, про звук.
Звук H6PO воспринимается как довольно ровный, но с явным акцентом на саббасе и верхней середине. Готов пожать руку разработчикам: «блюдо густо посолено и поперчено, добавлены специи, но вкус самих продуктов отчетливо чувствуется». Саббас очень протяженный, до порога слышимости. Гром, барабаны, взрывы – все подобные звуки воспроизводятся как положено, то есть масштабно и очерченно. Видимо, подъем на саббасе сделан очень и очень плавно. Бас не воспринимается особенно массивным из-за специфически настроенного саббаса. Он просто есть точно там, где должен быть, всегда на своем месте. Середина не очень ровная. «Средняя середина» чуть редуцирована, тогда как верхняя середина, наоборот, подчеркнута. Звук подается открыто, наушники играют «близко» и «ярко», иногда чуть ярче, чем надо. Предвосхищаю подъём между 2 и 3 кГц. Верхнечастотный диапазон будто бы и вовсе не имеет никаких окрасов за исключением легкого, очень легкого металлического призвука. Что-то около 7 кГц чуть подчеркнуто.
В итоге подачу H6PO можно охарактеризовать как «нейтрально-веселую»: весь диапазон слышно хорошо, в звуковом полотне ничего радикально не упускается, не вылезает и не искажается. Просто звук воспринимается как более весомый и звонкий, чем должен быть относительно нейтрально настроенных наушников. Лично мне такой подход к аккуратному украшательству очень нравится, даже я, пурист-нейтральнолюб, без проблем отслушал в них несколько альбомов джаза, построка и электроники и остался жив и, более того, вполне доволен звуком.
В играх H6PO показывают себя потрясающе. В соревновательных играх диапазон верхней середины обычно наиболее насыщен информацией, именно к нему относятся звуки шагов, выстрелов и т.д., и именно на эту область наушники делают небольшой акцент. H6PO четко и объемно строят позиционную картину, и, вместе с тем, «приподнятый» саббас придает эпичности фоновой музыке и взрывам. Микрофон. Вполне достойный, голос передается ясно и четко, но низкочастотный диапазон обрезан. До Corsair HS80 этой гарнитуре еще далеко, но это касается вообще всех гарнитур, а не только H6PO.
Измерения АЧХ
Для произведения замеров наушники подключались к RME ADI-2 DAC в режиме «High power». Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4 с симулятором ушной раковины и слухового канала. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Сглаживание указано на графиках. Ограничения стенда и вообще замеров наушников подробно описаны мной в этой статье.
Комментарии по измерениям:
- каналы великолепно сбалансированы;
- саббас плавно «приподнят» с максимумом на 65 Гц;
- от 100 до 1000 Гц имеем практически линейный участок с перепадом в 1 дБ, мое почтение;
- -3 дБ на 1,3 кГц, +3 дБ на 2,4 кГц, но очень аккуратненько и плавненько.
В общем, слуховые ощущения измерениям полностью соответствуют.
Ну и тут будет уместно сравнить измерения H6PO с, наверное, лучшей проводной гарнитурой, тоже открытого типа, Drop + Sennheiser PC38X. Которую непонятно где и как можно купить в России. Но тем не менее:
То есть PC38 более нейтральная на участке до 1 кГц, лишена провала на 1,3 кГц и подъёма на 2,4 кГц. Звучит суше, детальнее, «правильнее», но далеко не так эффектно и ударно, как герой сегодняшнего обзора.
Итого
Очень приятно писать про наушники, для которых звук не является основной точкой приложения критики. У H6PO достойный вообще, и блестящий для сегмента игровых гарнитур тюнинг, отсутствие проблем с эргономикой и сборкой, прекрасное позиционирование в играх. И все это вполне неплохо работает с интегрированной саундкартой, то есть дополнительных вложений «в звук» не потребуется.
За 8999 рублей – а именно столько хочет за них один крупный ретейлер в момент написания этого обзора – вы покупаете не просто хорошую игровую гарнитуру, но и очень-очень неплохие наушники открытого типа. И это прям отличное предложение в разрезе цены/качества. Что еще можно найти в той же ценовой категории? Ну, AKG K612 PRO, на 1000 р. дороже. Они тоже открытые, настроены еще поровнее, но микрофоном не оснащены. В общем-то и всё.
Поэтому я могу только поздравить EPOS с выпуском этой модели. В своем классе это безусловно лучшее предложение.