Обзор наушников Aune AR5000. С ноги
English vesrion of the review.
С продуктами компании Aune до недавнего времени я лично знаком не был, хотя и читал много хороших отзывов: их усилители принято хвалить в интернете. Поэтому, когда в ноябре 2023 года появилась новость об их первых наушниках AR5000, да еще и охватывающих «полноразмерах», мне стало интересно. Тем более, что ценовой сегмент «около 25000 р» — это как раз то интересное поле, на котором уверенно «играют» столь любимые мной Moondrop PARA и HiFiMan Sundara.
Заказал с Aliexpress, приехали – пишу.
Комплект
Наушники поставляются в большой качественной картонной коробке, которую если и не назвать «шикарной», то уж точно «представительной».
В комплект входят:
- сами наушники;
- 1 пара амбушюров;
- кабель с коннектором 3,5 TRRS c одной стороны и двумя 3,5 TRS с другой;
- переходник 3,5 → 6,3;
- бумажки.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: охватывающие открытые.
- Тип драйвера: динамический, 1 драйвер.
- Диаметр мембраны: 50 мм.
- Импеданс: 28 Ом.
- Чувствительность: 108 дБ/мВт.
- Коннекторы: 3,5 TRS.
- Вес: 348 г без кабеля.
Конструктив, сборка, технологии
Производитель подчеркивает использование в конструкции AR5000 нового драйвера с MLD-диафрагмой. Где MLD расшифровывается как «Multi-Layer Distributed», то есть подразумевается, что диафрагма многослойная, и что-то распределено то ли по ней, то ли сама она как-то распределена.
Что распределено и где, производитель не поясняет.
Вторая особенность – значительный разворот драйвера относительно плоскости чашки наушника. Иными словами, звук драйвера ориентирован прямо по нормали плоскости ушной раковины, а не под углом, как в 95% наушников. Что теоретически должно позитивно повлиять на ощущение пространства и «сцены» AR5000.
Собраны наушники потрясающе хорошо. Производитель постарался облегчить конструкцию, поэтому металлические части присутствуют во всех основных узлах, но чашки и боковые накладки на оголовье – пластиковые.
И в этом нет ничего зазорного, потому что весят наушники всего 350 граммов, а к качеству обработки и сборки у меня нет вообще никаких претензий.
В металле выполнена дуга оголовья, поворотные механизмы и дуги крепления чашек, а также внешние решетки. Очень разумный подход.
Повторюсь, качество отделки крайне высокое, а выглядят наушники очень самобытно, я бы назвал это «пижонским минимализмом». Естественно, ничего не скрипит, не болтается, нигде нет явных стыков и тем более заусенцев.
Амбушюры крепятся на обычные «юбки», которыми надо при надевании попасть в узкий паз. Не сильно удобно, но зато универсально.
Комплектный кабель – приличный, приятный. Длиной полтора метра, мягкий, с металлическими корпусами коннекторов и сплиттером.
Единственное, к чему можно придраться, если очень захотеть: невнятная смена позиций при изменении положения головной накладки. Но только если очень захотеть.
Эргономика
Производитель не совершил, кажется, ни одной распространенной ошибки в части эргономики:
- чашки наушников вращаются и поворачиваются;
- коннекторы кабелей вставляются под углом;
- накладка на голову – очень широкая, распределяет вес отлично;
Амбушюры имеют выраженный скос и мягко прижимаются к голове, не оставляя ни единой «дырки» вокруг уха. Наружная поверхность амбушюров сделана из кожзама и перфорирована, а прилегающая к голове и внутренняя выполнена из ткани. Внутри – поролон с памятью формы.
Внутри амбушюров сделаны овальные вырезы под уши; пространства достаточно, чтобы даже самые лопоухие слушатели не касались внутренней части наушников. Плюс – правильная, «нормальная» сила прижима.
Как итог – высочайший комфорт без каких-либо нюансов.
Круто сделали.
Субъективное восприятие звука
Звук AR5000 – «правильный» и необычный одновременно. Наушники имеют нейтральную настройку, но чуть доминирует басовая составляющая, а звук в целом я бы назвал «сглаженным», удивительно «слитным» и «натуральным».
Саббас. Он номинально присутствует, но если в треке одновременно присутствуют звуки на других частотах, то саббас никогда не доминирует. Условно, в начале «Angel» Massive Attack, «Detune» Kaleida вы услышите положенные 40-60 Гц, упругие, быстрые, весомые. Но в «Insane» Korn или «Shield Wall» Amon Amarth невероятно хлесткого панча нет. Поэтому подачу саббаса верно будет охарактеризовать как предельно точную вплоть до некоторой неуверенности и даже скучности. Что не является ни минусом, ни плюсом – просто констатирую факт.
Бас, кажется, чуть приподнят. Но в целом совершенно линеен, как и саббас. Я никогда не слышал такой подачи у динамических наушников в этом частотном диапазоне в смысле ясности звука и одновременной нейтральности. Признаться, я вообще не думал, что динамические однодрайверные наушники могут звучать вот так, только если не обладают заоблачной стоимостью и сверхвысокотехнологичным драйвером (см. Focal Utopia).
Средние частоты, верхнечастотный диапазон и что там еще выше – просто потрясающие в разрезе сбалансированности, реалистичности и… полноценности, что ли. Вы слышите решительно все звуки, но без единого акцента. Что в треке есть – то и воспроизведут AR5000. При этом, в верхней части, от 10 кГц и правее, полностью отсутствует синтетические призвуки, дополнительная «искристость» и нарочитая «детализация». Есть такое в треке – будет сыргано, нет – не будет и намека.
Отдельно похвалю AR5000 за манеру строить виртуальную звуковую сцену: она, опять же, соответствует тому, что есть в треке, она может восприниматься очень интимной, а может быть невероятно большой в зависимости от музыкального материала. И если позиционирование источников просто неплохое, то «слоистость», «эшелонирование», то есть воспринимаемое расстояние до источника звука, передаются просто великолепно. В этом смысле AR5000 очень детальные наушники: у них нет вывернутого «верха», зато есть способность очень аккуратно и ясно сепарировать инструменты, звуки и расставлять их по своим местам.
Если вы подумали, что звук AR5000 идеален, то спешу разочаровать: это не совсем так. Главным недостатком является некоторая «каша» в нижней части среднечастотного диапазона, которая появляется в сильно нагруженных разными частотами треках. Дет метал, безумный альтернативный металл, вот такое удается AR5000 не очень эффектно и технично. И это при том, что сложная оркестровая музыка звучит действительно впечатляюще.
И второе – это неприятная «крикливость», которая появляется только на некоторых треках и только при условии достаточно высокой громкости звука. То ли где-то около 4-5 кГц есть резонанс, то ли искажения высоки, то ли просто тюнинг такой, но факт остается фактом – мои уши не способны переносить звук AR5000, когда музыка звучит громко, и одновременно в фонограмме присутствует яркая губная гармошка или что-то похожее, «занимающее» те же частоты.
Таких треков немного, но они есть.
В целом, полагаю, что звук AR5000 – это очередной (наравне с Moondrop PARA, например) вполне себе прорыв в своем ценовом диапазоне. Это нейтральный, точный, полноценный и невероятно гибкий в плане «сцены» звук, за который раньше просили, условно, от 60 до 80 тыс. рублей, не моргая.
Зависимость от источника
Сравнение звучания наушников производилось при помощи устройства для мгновенного переключения источников. Предварительно громкость звука была выровнена на измерительном стенде на частоте 1 кГц. На источниках были отключены все алгоритмы программной обработки звука.
ADI-2 DAC fs, DAWN Pro, Powerdac v2.1, Hiby R5 Pro – с ними AR5000 звучат плюс-минус одинаково. А вот Topping D90 по балансу (-10 dBr на вход по XLR, усиление M, ручка «на 9 часов») по ощущениям вроде как бы «подлечивает» саббас и придает ему живости и скорости. Подчеркиваю: «вроде как бы».
Измерения
Для произведения замеров наушники подключались к RME ADI-2 DAC (фильтр SD Sharp) штатным кабелем посредством штатного переходника на выход 6,3. Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4 с симулятором ушной раковины и слухового канала. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Сглаживание указано на графиках. Ограничения моего стенда и вообще замеров наушников подробно описаны мной в этой статье.
АЧХ AR5000:
Что видим:
- Прекрасная линейность от 30 до 1000 Гц с амплитудой в 1,5 дБ. Блестящий результат для динамического драйвера. При этом условный максимум приходится на область около 200 Гц, и этот подъём очень и очень плавный. Полагаю, именно эта особенность и заставляет ухо воспринимать звук как чуть тепловатый и чуть смешивающийся в кашу на сложных композициях. Напомню, что именно на 200 Гц содержится основная «грязь» в звуке, и отчасти поэтому в Хармановской кривой 200 Гц плавно провалены относительно 1 кГц и саббаса.
- Середина с правильными провалами и акцентами, хотя область около 1,8 кГц было бы здорово чуть подтянуть вверх.
- Полноценные верхние частоты, насколько их вообще позволяет измерить мой стенд.
Эквивалентность громкостей левого и правого каналов. Приемлемо, но не более.
Зависимость АЧХ от поворота. Её практически нет, но правды ради отмечу, что поворот наушников назад немного поднимает середину, но проваливает 12,5 кГц.
Зависимость АЧХ от линейных сдвигов. Очень сильно влияет на звук сдвиг наушников назад: радикально выправляется все от 1 до 1,8 кГц, но за пределы разумного «выскакивает» 2,7 кГц. Наиболее «тёплую» настройку дает, наоборот, сдвиг наушников вперед.
Зависимость АЧХ от прижима. Кривая «p» — минимальный прижим, «p++» — максимальный. Зависимость гомеопатическая, дающая максимум -2 дБ на саббасе.
Ну и далее будет ряд измерений, которые можно не более чем принять к сведению, потому что моего оборудования для нормального проведения таких измерений не хватает.
Искажения на 90 дБ громкости. Если верить графику, то по большей части AR5000 держатся ниже 0,2%, что великолепно.
Кумулятивный спектр:
Сравнения
Подчеркиваю красным: ниже все эпитеты будут применяться к наушникам только в разрезе сравнения одной модели с другой!
AR5000 против PARA
Сравнение АЧХ Aune AR5000 и Moondrop PARA:
Субъективная разница в звуке:
- у PARA более хлесткий и техничный саббас;
- PARA имеет более «яркую» настройку на середине, тогда как AR5000 более телесны;
- верхние частоты PARA более «искристые», подчеркнутые;
- ощущение «сцены» лучше удается создать AR5000.
По сравнению друг с другом звук AR5000 можно грубо описать как «тёплый», «натуральный», чуть «грязноватый», звук PARA – как «искристый», «искусственный».
Помимо разницы в звуке необходимо помнить, что:
- PARA тяжелее на 175 г, общая эргономика у AR5000 значительно выше;
- качество изготовления моделей сравнимо, но, на мой вкус, с мизерным перевесом выигрывает AR5000;
- в комплекте с PARA идут два комплекта амбушюров, сильно влияющих на звук, а вот у AR5000 – только один.
AR5000 против Sundara
Сравнение АЧХ Aune AR5000 и HiFiMan Sundara:
Субъективная разница в звуке:
- AR5000 выигрывает в части полноценности саббаса;
- Sundara выигрывает в смысле ощущения «чистоты» звука;
- Sundara более «искристая».
Помимо разницы в звуке необходимо помнить, что:
- качество изготовления у AR5000 выше;
- на Sundara так просто не надеть амбушюры с «юбками», там конструкция на защелках;
- Sundara существенно более требовательны к мощности источника.
По сравнению друг с другом звук AR5000 можно грубо описать как «басовитый», «натуральный», чуть «грязноватый», звук Sundara – как «нейтральный», «легковесный».
AR5000 против HD600
Пришлите кто-нибудь, пожалуйста, послушать и померить Sennheiser HD600 с не сильно мятыми амбушюрами, а?
Итого
С первой попытки сделать хорошие наушники обычно не получается ни у кого. Вспомним iBasso SR-01 или Moondrop Venus, первая партия которых была отозвана производителем.
А вот Aune открывает дверь на рынок наушников «для больших мальчиков» эффектно, с ноги. И это странно, потому что наушники уровня AR5000 получаются обычно после нескольких лет интенсивной разработки и экспериментов, не «с нуля», мягко говоря. Было бы интересно узнать, «где это Aune так научилась»: купили инженеров, сделали целиком силами своей RND-команды, просто повезло?
Интерес чисто академический, потому что потенциальному покупателю всё равно – он выбирает наушники и их звук, а не историю разработки.
И со звуком у AR5000 просто полный порядок – точная настройка, интересный, насыщенный информацией, но одновременно комфортный и реалистичный звук. Прибавим к этому высокое качество изготовления, выдающийся уровень комфорта в силу небольшого веса и толковых амбушюров, а также запоминающийся внешний вид.
Брать или не брать: брать, конечно.
На меня магия AR5000 подействовала в полной мере.