Что происходит в индустрии наушников на конец 2024 года
Этим постом я хотел бы подвести некий итог 2024 года и описать свое видение того, что происходит на рынке наушников и источников для наушников в конце 2024 года.
Китай
«Китай» – главное слово 2024 года в аудиодискурсе вообще. Все наиболее интересные разработки, все новые технологии, все лучшие модели принадлежат китайским брендам. За очень, очень редкими исключениями. Этот тренд появился не вчера, а примерно в 2010 году, когда оформился и начал работу гигантский производственный хаб, расположенный в районе, или лучше будет сказать «агломерации» Шэньчжэнь.
Почему наушники китайских производителей лучшие? Потому что китайские инженеры научились хорошо реверс-инжинирить чужие продукты, а потом и производить свои собственные; труд в Китае стоит дешево, производственные мощности огромны, а затраты на маркетинг низки – в основном работает «сарафанное радио». Китай может себе позволить производить очень много сравнительно дешевых и беспредельно разнообразных наушников. А в последние несколько лет еще и качество с консистентностью (в смысле разницы между экземплярами) подтянулись.
Да, иногда подход к разработке новых моделей основан на старом принципе «авось, прилипнет», как готовое спагетти к стенке. Но количество моделей настолько велико, что статистически хотя бы одни действительно хорошие наушники у производителя получатся. Говоря грубо (и строго метафорически), количество мартышек таково, что «Война и мир» и правда иногда случайно пишется.
Более того, появились китайские компании, которые подходят к дизайну и тюнингу предельно осознанно, не создавая бесконечные линейки из бессчетного количества моделей; те же Truthear, например.
Роль измерений
Совершенно логично из технического и производственного лидерства Китая следует и тот факт, что измерения наушников стали как никогда важны: разных моделей пруд пруди, а послушать все невозможно просто физически, даже если в этом самом Китае непосредственно жить и иметь физический доступ к разным моделям. Поэтому выбирать приходится удаленно. А как это сделать? – только по измерениям. Отзывы и обзоры все еще играют определенную роль, но уже скорее как дополнение: говорящие головы на youtube стали толмачами, поясняющими прелести и недостатки кривых на графиках, если зритель не способен оценить последние самостоятельно. Ну и добавляющими два слова про комплекты и кабели, конечно.
Теперь нормой стала публикация измерений самим производителем, а некоторые компании держат базы измерений своих моделей прямо у себя на сайте. Отсутствие же измерений сразу порождает вопрос: «А не пытаетесь ли вы что-то скрыть от покупателя?».
Предположу, что «старые» бренды либо уже не смогут «вернуть» себе выросшее на таком подходе поколение потребителей , либо будут вынуждены сменить подход и также начать показывать измерения, а не выпячивать былые заслуги, считать годы с момента основания компании и т.д.
Стандарт измерения АЧХ наушников
Очень коротко, ибо про это будет отдельный пост. Тенденция 2024 года – переход с измерительных стендов стандарта IEC711 на стенды Brüel & Kjær 5128 (4620). Новое оборудование баснословно дорогое, но имеет неоспоримые преимущества перед старым: гораздо более достоверные измерения в диапазоне 20 Гц – 20 кГц (в IEC711 – от 100 до 10000 Гц). Появились новые целевые кривые, и даже Шон Олив начал выяснять, как же будет выглядеть хармановская кривая на стенде B&K 5128 (youtube, rutube).
Стенды старого стандарта стали доступнее: на alixepress можно купить бэушный фирменный каплер E610A (IEC60318-4), уши и блок питания (B&K 1704-C-102) примерно за $750. Измеряй не хочу.
Источники
Рынок источников для наушников испытывает те же самые тенденции, ибо играет по тем же правилам: там всецело господствуют китайские бренды. Тем более, что разница между источниками уже плохо прослеживается даже на измерениях, так хорошо их научились делать.
Все, что надо знать по теме – результаты прошлогоднего исследования Амира (youtube, rutube, AES), владельца audiosciencereview.com. В исследование попали около 450 источников. По результатам устройства были распределены на 4 категории: «Excellent», «Very good», «Fair» и «Poor». Распределение устройств по странам-производителям в категории Excellent:
Распределение устройств по параметру SINAD (отношение сигнал / шум и коэффициент искажений) в рамках категорий:
Основные выводы:
Отличная производительность доступна для устройств стоимостью около $100, тогда как шедеврально, невероятно хорошо играют устройства стоимостью от $500 до $900.
И, подобно наушникам, теперь хорошим тоном считается сразу показывать измерения, а не накладывать кучу слов про «прозрачность», «певучесть», «читаемость» и прочую херню.
Внутриканальные и накладные наушники
Накладные наушники проигрывают битву за покупателя внутриканальным моделям. Опять же, все совершенно логично: IEMы дешевле производить, они подходят для большего количества сценариев использования, они проще устроены, а поэтому внедрять инновации можно быстрее. Наконец, они физически меньше, а, значит, их дешевле хранить на складе и доставлять.
Иными словами, тот звук, который потребитель получает в накладной модели за $2000, в IEM-формате выйдет примерно в $500, если не дешевле. Плюс, IEM отчасти выступают как ответ на незакрытый вопрос «Какие нормальные закрытые наушники купить?». Если говорить о накладных наушниках – там пока всего два действительно убедительных ответа: DCA E3 и Kennerton Arkona. За 200 000 ₽ каждый.
И именно в IEM-моделях производители больше всего экспериментируют: многодрайверные системы, совмещение излучателей различных типов, новые виды драйверов (например, микроэлектромеханических (MEMS) или драйверов костной проводимости). Ничего этого на рынке накладных наушников не происходит, там технологическая стагнация.
«Удешевление хорошего звука»
25 лет назад никто просто не понимал, что такое «хорошо звучащие наушники». 10 лет назад за них надо было заплатить около $4000-5000.
Сегодня невероятно хорошие внутриканальные наушники стоят $400-500, ооочень хорошие – уже $200, а просто хорошие – меньше $100. Накладные наушники развиваются в рамках этой же парадигмы: с появлением PARA, AR5000, JT1/FT1 можно говорить о том, что купить себе новую прилично звучащую систему «ЦАП+наушники» можно уже за $300, а прям нестыдную – за $1000. И это будут наушники китайского производителя.
Причины – понятны и изложены выше.
Обладателям широких бюджетов индустрия, впрочем, и сейчас имеет что предложить: Subtonic Storm, Moondrop Solis II, Kinera Imperial Loki и т.д.
Золотые самородки
Невероятная дешевизна и беспредельное многообразие моделей породили феномен, похожий, по сути, на просеивание речного песка в поисках золота. Многие могут позволить себе купить 10-15 дешевых моделей внутриканальных наушников разом. Это будут наушники без измерений и отзывов, от производителей, у которых даже нет внятных наименований. Интерес простой: а вдруг среди этих наушников найдется потрясающая, никому не известная модель? Этакий золотой самородок, который только и нужно, что найти и отряхнуть? Психология тут примерно такая же, как с лутбоксами в играх. Для многих работает безотказно.
Беспроводные наушники
Единственная область, в которой пока Китай не может догнать европейцев, американцев и японцев – это всевозможные системы, требующие создания программного обеспечения: TWS и накладные беспроводные наушники. Даже у относительно «больших» и известных производителей типа Moondrop и Fiio не получается создать или адаптировать под себя нормально работающее ПО. Достаточно посмотреть на оценки Moondrop Link (3,7⭐при 270 отзывах) или FiiO Control (2,6⭐ при 1000 отзывов). Оба приложения созданы не вчера, регулярно обновляются, но должного эффекта – стабильности и безглючности – это пока не принесло. У всех остальных производителей результаты еще хуже. Поэтому пока китайцам не победить на этом поле Sony, Sennheiser или Bose. Полагаю, однако, что это ненадолго.
Вот такая интересная ситуация сложилась. Если вы любите внутриканальные наушники, про Sennheiser, Audeze, Noble, Beyerdynamic, 64 Audio и прочих европейско-американских динозавров можно забыть. Пора учить новые названия: Simgot, THIEAUDIO, AFUL Audio, Kefine, QKZ, Shuoer, ZiiGaat и еще примерно сотню-другую сложновыговариваемых названий – именно эти компании будут главными игроками на рынке IEM в ближайшие годы. Хорошо это или плохо? Закономерно в рамках капиталистического мироустройства. А для потребителей, слушателей безусловно хорошо, ведь такой конкуренции и такого разнообразия отличных наушников не было никогда.