История группы Brainticket
СТРОГО 18+!
Автор: juhan, специально для boizoff.com
Небезызвестный в кругах почитателей странноватой музыки NWW List – это список, состоящий из 291 исполнителя, использованный в оформлении первого альбома культового английского экспериментального проекта Nurse With Wound. Лонгплей носил название «Chance Meeting On A Dissecting Table Of A Sewing Machine And An Umbrella» (Случайная встреча на разделочном столе швейной машинки и зонтика), а перечень являлся своего рода данью уважения артистам, оказавшим влияние на творческий продукт, предлагавшийся к прослушиванию.
С той поры NWW List стал путеводной звездой для неутомимых искателей «уникальных редкостей и красот» авангардных созвучий.
Швейцарская психоделическая группа Brainticket, поименованная (среди прочих) в четвертой строке списка, в наши дни окончательно предана забвению. А в конце 60-х они были одними из самых необычных, экспериментальных, ни на кого не похожих представителей рок-музыки. Критики описывали музыку их первого альбома фразами типа: «A very bad LSD trip»; на развороте конверта пластинки содержались предостережения: «После прослушивания данной записи ваши друзья вас не узнают» и «Слушайте данную запись не чаще одного раза в сутки. Вам может снести мозг». О влиянии Brainticket на собственное творчество заявляли такие общепризнанные исследователи звука как: Emerson, Lake & Palmer, Yes, Sonic Youth, Radiohead, Legendary Pink Dots, Skinny Puppy и Stereolab.
Основатель и идейный вдохновитель группы, Жоэль Вандрогенбрук (Joel Vandroogenbroeck), бельгиец по происхождению, получил академическое музыкальное образование по классу фортепиано и уже в 15 лет был отмечен премией Арта Татума как самый молодой джазовый пианист. С середины 50-х гастролировал по миру в составе многочисленных джазовых коллективов, выступая то в качестве пианиста, то басиста. Увлекался изучением индийских раг и балийского гамелана, что в последующем нашло отражение в собственном творчестве.
В конце 60-х Жоэль в качестве органиста, флейтиста и аранжировщика принимал участие в проектах соул исполнителя Barry Window, специализировавшегося на репертуаре поп-звезд типа Джеймса Брауна и Элвиса Пресли. Однако увлечение Вандрогенбрука творчеством Джими Хендрикса и The Beatles привело к тому, что группа Berry Window And The Movements, изначально носившая соул-фанковую направленность, в 1968 г. выпускает пластинку «Soul In Action», стиль которой можно охарактеризовать как психоделический соул.
После того, как «Soul In Action» был записан, группа распалась. Вандрогенбрук, вдохновившись экспериментами молодых немецких краут-рок коллективов, в том же 1968 г. основал трио Third Eclipse (Третье затмение) при участии двух коллег по Berry Window And The Movements. Особой восторженности концертная деятельность трио в Швейцарии не встретила. Европейский слушатель в своем большинстве был еще не готов к таким экспериментам (исключение составляли Великобритания и Западная Германия).
В 1970 г. трио, которое к тому моменту называлось Cottonwoodhill (Тополиный холм), совместно с примкнувшей «певицей» и композитором Dawn Muir (Patricia Dawn Cleis), отвечавшей за мелодекламацию, выпустило свой первый сингл «Places Of Light / Poetry».
Первый полноценный лонгплей, получивший название «Brainticket» (Билет в рассудок), был выпущен через год расширенным до семи человек составом музыкантов.
В какой-то неизвестный момент, при неизвестных обстоятельствах и по неизвестной причине произошла инверсия названий альбома и группы. И коллектив обрел свое хрестоматийное имя.
Пластинка получилась злободневной, новаторской и гипнотической. Интересен тот факт, что сам создатель проекта заявлял, что ничего общего c ЛСД и прочими психостимуляторами музыка Brainticket не имела. «Предостережения», содержавшиеся на обложке, были рекламной фишкой лейбла, а маркетинг звукозаписывающей компании, активно эксплуатировавший тему наркотиков, шел вразрез с его собственными представлениями и идеями:
«Мы были в эпицентре революции – хиппи, свобода, ненасильственное сопротивление и т. д., это меняло все наше мировосприятие. В то время я жил в свободной общине хиппи, и это было здорово. Целыми днями мы слушали музыку Jimi Hendrix, Pink Floyd, Janis Joplin, the Rolling Stones, King Crimson. И все эти новые исполнители несли очень серьезный посыл. Мы играли музыку вокруг костра – ситар, гитара, флейта, перкуссия – все это приводило в нас в медитативные состояния, мы были счастливы. Я всегда был убежден, что музыка должна являть собой свободный эксперимент. Просто играй то, что из тебя идет. Вначале это может звучать как ужасная какофония, жутчайшая неразбериха… но…но… внезапно что-то происходит, и все мы оказываемся на одной волне, все приходит в единство, как будто хаос естественным образом превращается в упорядоченность, в божественную гармонию. Это происходит, и ты начинаешь чувствовать, что находишься в гармонии со всей Вселенной, с Космосом. Это чувство неоднократно охватывало меня во время импровизаций с совершенно разными музыкантами или же людьми, которые просто хотели пошуметь, это работает. Это работает, когда вы играете, но что еще более важно — когда вы научитесь слушать. Вот из этого вот опыта и возникла моя концепция Brainticket.»
Новизна музыкальной формы, тексты композиций, манера их подачи, напоминающая прорицания трипующей вёльвы, и все эти отсылки к состояниям неустойчивой психики были по достоинству оценены слушателями — альбом был запрещен к продаже в Соединенных Штатах и к трансляции на радио в ФРГ. Позднее он оценивался современниками как один из наиболее влиятельных психоделических альбомов того времени.
После записи дебютного альбома Вандрогенбрук по причинам полной непримиримости во взглядах с лейблом и разногласий внутри группы разрывает контракт (еще до выхода пластинки), распускает группу и по итогу переезжает в Италию. Окончательный выбор музыканта-космополита пал на Италию просто по причине того, что прежде так никто не поступал – в то время центрами притяжения прогрессивных музыкальных умов были США, Великобритания и Западная Германия.
Здесь он собирает новый состав, с которым записывает второй альбом, призванный в большей мере, нежели дебютная пластинка, отразить собственные взгляды на музыкальное творчество. «My real Brainticket adventure starts now», — говорил он о втором альбоме, получившем название «Psychonaut».
Вышедший в 1972 г. альбом ни в чем не уступал предшественнику по качеству материала, а в своей доступности его однозначно превосходил. Итальянский художник Umberto Santucci, работавший над обложкой, попытался наглядно выразить то ощущение психической революции, которое в тот момент переполняло музыкантов.
В надежде на признание Brainticket пытались организовать активную концертную деятельность, рассчитывая в этом на помощь со стороны рекорд-компании. Но помощи не последовало, равно как и выпуска уже записанного к тому моменту альбома. Рассорившись на этой почве с издателями, музыканты разорвали с ними контракт. Как и в случае с дебютным альбомом все права на запись достались компании, и после выхода пластинки весь гонорар достался издателям.
Третий альбом группы, получивший название Celestial Ocean (Небесный океан), явился результатом многолетнего увлечения Жоэля Вандрогенбрука культурой Древнего Египта и был инспирирован знакомством с «Книгой мертвых». Он повествует о загробном опыте Египетского фараона, который идет на своем корабле через засушливые дюны пустыни, достигает прекрасных земель, символизирующих Земную жизнь, затем — Радугу времени, проплывает через эпоху технологий, осваивает все науки, проходит через все уровни сознания и открывает Пространство Между. Проходит через все измерения, такие как музыка, искусство и множество других пространств, через бесконечность Вселенной и Небесного океана. Пластинка была записана и первоначально издана в Италии в 1973 г. в сокращенном до трех участников составе. Она завершает «классический», наиболее выразительный и интересный этап творчества группы.
После достаточно долгого перерыва в 1980 и 1982 гг., вернувшись в Швейцарию, Brainticket записывает еще два альбома «Adventure» и «Voyage», соответственно. Но это была уже совсем другая музыка, в основном электронная и носившая оттенок какой-то саундтрэковости.
В следующий раз Вандрогенбрук, к тому моменту перебравшийся на ПМЖ в Мексику, выпустил альбом как Brainticket только в 2000 г. Материал для «Alchemic Universe» был записан в Соединенных Штатах при участии нескольких друзей в домашних условиях. Представлял собой экспериментальную электронику и ничем не напоминал ранние опусы.
В 2011 г. Brainticket возрождается в новом составе для совместного тура с классиками немецкого прог-рока, группой Nektar. 17 августа 2011 г. Brainticket отыграли свой первый американский концерт в Нью-Йорке.
На последнем альбоме Brainticket «Past, Present & Future» Вандрогенбрук, пытаясь закрепить недавний успех живых выступлений, возвращается к року. Правда, эксперимент уступил место фьюжну, но результат получился довольно интересным. В составе участников группы на этот раз можно неожиданно обнаружить Jürgen Engler, фронтмена немецкой метал-индастриал формации Die Krupps и Nicky Garratt, гитариста английского панк-рок коллектива U.K. Subs.
История Brainticket завершилась 23 декабря 2019 г. со смертью ее основателя и единственного постоянного участника. Кроме Brainticket Жоэль Вандрогенбрук выпустил обширную сольную дискографию, в 70х был участником швейцарского авант-джазового коллектива Drum Circus, делал записи для Ennio Moricone, работал с Хансом Руди Гигером (писал музыку для документального фильма о швейцарском художнике), обучался изготовлению музыкальных инструментов из бамбука и стальной обшивки затонувших судов в Индонезии, играл джаз с сыном Бенито Муссолини.
Вот что пишут о Brainticket авторы «Энциклопедии краут-рока, космической музыки и прочей прогрессивной, экспериментальной и электронной музыки из Германии «The Crack In The Cosmic Egg», выпущенной в 2008 г.:
«Их дебют Cottonwoodhill долго оставался одним из самых уважаемых и цитируемых психоделических альбомов […] Он содержит дух Can, неистовство Funkadelic и предвестие Faust, для 1971 года это было, без всяких сомнений, революционно […] Странный и уникальный альбом, который по-прежнему остается удивительно свежим и поразительным по прошествии более 25 лет.»
Точка в истории Brainticket обернется многоточием, если принять во внимание количество музыкантов, перечисленных в списке, с которого мы начали повествование.
А это значит, что точно будет продолжение…