Neue Deutsche Härte. Что немцу хорошо, то русскому не очень
Автор: juhan, специально для boizoff.com
Мысленно возвратившись в начало 2000-х и немного перефразировав классика, можно описать тогдашний эфир отечественных радиостанций фразой: «И какой же русский не любит группу Rammstein? […] Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?» Даже моя теща, человек, в своих интересах далекий от молодежных субкультур, восторженно поведала по случаю, что данный коллектив ей импонирует.
Оставим причины массового увлечения соотечественников творчеством этих берлинских пироманов за рамками статьи. Вопрос в другом: почему не получило даже части этой популярности музыкальное течение, именуемое Neue Deutsche Härte, типичными представителями которого были и остаются Rammstein?
По сути, NDH — это немецкая версия индустриального рока/металла, зародившегося в конце 80-х в США и Европе, ориентированная прежде всего на германского слушателя. Закономерной отличительной чертой этой версии стал вокал на языке Карла Маркса и Ангелы Меркель.
Первым альбомом, заложившим краеугольный камень новой волны немецкой альтернативной музыки, стал диск группы Oomph!, названный «Sperm» и вышедший в 1994 г. на берлинском рекорд-лейбле Dynamica. Девизом Dynamica было исчерпывающее: «Metal-Hacking Industrialism». Лейбл был основан в 1993 г., в авангарде набирающей популярность тенденции по «индустриализации» музыки, и за свое недолгое существование выпустил очень достойный каталог музыкальной продукции (в качестве opus magnum можно рекомендовать сборник New Industries).
Деро, уже бывший фронтмэн группы Oomph!, позже так описывал концепт, вдохновлявший музыкантов в момент создания коллектива: «Интересно, что все музыканты, которые играют рок, ненавидят синтетическое звучание или электронную музыку, а те ребята, которые делают танцевальную, электронную музыку, не хотят ничего слышать про рок и метал. Нам показалось это очень смешным, и мы постарались объединять, связывать жанры – вот почему появился Oomph!».
Идея того, что звук молодых немецких коллективов сформировал полноценное течение, поселилась в умах музыкальных критиков после выхода дебютника Rammstein «Herzeleid» в 1995. С выходом последнего они и окрестили все это дело Neue Deutsche Härte (по аналогии с Neue Deutsche Welle 70-80-х).
Совместно упомянув Oomph! и Rammstein, сложно удержаться и не поведать, что коммерческий успех Rammstein на протяжении двух десятилетий был причиной лютой зависти у отцов-основателей NDH. В своих интервью Деро Гои не забывал всем «напомнить», что Oomph! — настоящие пионеры стиля и истинные творцы, а Rammstein лишь безыскусные подражатели, обделенные любовью к великому немецкому фатерланду. Не придумай Деро сотоварищи Новую немецкую тяжесть, не было бы ни Rammstein, ни Unheilig… Однако реальность была такова, что Oomph!, коллектив в начале своего творческого пути весьма и весьма занятный, для широкого слушателя оставался малоизвестным до начала или даже середины 2000-х.
В 1993 г. в эфир немецкого ТВ в противовес вездесущему в то время MTV с их англоязычным репертуаром клипов был запущен музыкальный телеканал VIVA, половину сетки вещания которого заняли немецкие исполнители. Раскрутку на новом канале получили в том числе и представители NDH, которым открылся доступ к широкой аудитории телезрителей. В 1995 г. к VIVA добавился VIVA Zwei, специализировавшийся уже исключительно на альтернативных музыкальных стилях. VIVA и VIVA Zwei в конце 90-х – начале 2000-х транслировались и в России, что дало возможность имеющим уши соотечественникам вкусить Новой немецкой тяжести. Вот небольшой список более или менее известных в то время у нас команд Neue Deutsche Härte помимо Oomph! и Rammstein:
- Megaherz;
- Schweisser;
- The Inchtabokatables;
- Tanzwut;
- Knorkator;
- Stahlhammer;
- Die Allergie.
В 2000-х, когда идея альтернативного рока и металла потускнела, появилось новое увлечение всем готичным и нуарным. Большинство старых коллективов, изначально составивших NDH, к тому моменту уже прекратило свое существование, а неофиты исповедовали более «клубно-танцевальное» звучание. Получилось, что к моменту выхода «Mutter» Rammstein, снискавшего широкое признание в РФ, NDH уже сменило ориентиры. Новая стилистика не встретила такого благодатного отклика в загадочной русской душе, а группы, прогремевшие в Германии 90-х, так и остались уделом особо интересующихся.
P. S. Для полноты картины стоит отметить, что в 90е годы прииндустриаленный звук был широко продвигаем продюсерами в массы музыкального потребителя. У слушателей это встречало положительный отклик. По всему миру куча команд начинают исполнять альтернативный рок или метал с примесью электронной музыки и элементами индастриала, причесанного для целей массового потребления. На немецкой сцене в 90е годы «индастриал» помимо таких известных представителей как: Die Krupps, Think About Mutation и Blind Passengers исполняли даже трэш-металлисты Kreator, а Миль Петроза в своих интервью признавался в своей долгой и искренней любви к Einstuerzende Neubauten.