Обзор наушников Myst Gatling. Стреляют
С наушниками компании Myst до текущего момента я знаком не был. Тем интереснее было послушать флагманскую модель компании — Myst Gatling, выпущенную в июле 2020 года и предлагаемую покупателям по цене 133.000 р.
Конструктивные решения и качество сборки
Gatling вышли будто с советского танкового завода. Совершенно круглые чашки полностью алюминиевые, карбоновая рама оголовья, внешние защитные сетки металлические. Штифты, на которых расположены карбоновые же вилки креплений чашек, — тоже алюминиевые. Собственно, ничего кроме металла и карбона в основе конструкции наушников не наблюдается. Наушники выглядят надежно и минималистично, ими вполне можно поцарапать деревянный стол.
Чашки динамиков вращаются вокруг штифтов совершенно свободно, что позволяет развернуть их на любой угол. Эти же штифты свободно ходят внутри креплений оголовья, чтобы можно было изменять размер наушников под разные головы (a-la Meze Empyrean). Рисок, по которым можно было бы сразу выставить нужную длину, нет. Почему подавляющее большинство производителей пренебрегает этим простым, но важным и удобным элементом – для меня загадка.
Здесь становится очевидным первый конструктивный огрех: крепления держат штифты настолько свободно, что надеть наушники ровно, без диагонального перекоса, на голову с первого раза получается не всегда.
Под оголовьем на липучке прикреплена подкладка, ложащаяся на голову во время использования наушников. Подкладка легко снимается, её при необходимости можно постирать, что является неоспоримым плюсом. А вот тот факт, что мягкость подкладки примерно соответствует… дереву, меня как-то даже обескуражил поначалу. Дальнейшая практика использования показала, что такая высокая жесткость не создает никаких проблем в силу, во-первых, правильно подобранной её (подкладки) формы, а во-вторых, в силу другого конструктивного решения – очень сильного прижима наушников к ушам.
Амбушюры достаточно мягкие, толщиной около полутора сантиметров, сшиты аккуратно. Они сменные. Но оголовье и вся конструкция в целом создает прижим такой силы, будто это не наушники, а натурально челюсти аллигатора. Я являюсь обладателем головы размера «чуть больше среднего», не гигантской. И даже в этом случае наушники вцеплялись мне в голову мертвой хваткой. Именно поэтому жесткость подкладки оголовья роли уже не играет – наушники на нее практически не опираются, а фиксируются на голове за счет прижима чашек. Давление настолько значительное, что мне требовалось прерываться каждые 40-45 минут, чтобы снять дискомфортные ощущения в районе висков и челюстных суставов. И поскольку амбушюры имеют одинаковую толщину по всей своей окружности, то поворотом амбушюр как-то компенсировать давление или просто сделать посадку более комфортной не получится.
Вес Myst Gatling составляет ровно 575 г, что является средним показателем. Напомню веса ряда «одноклассников», открытых планаров примерно той же ценовой категории:
- Audeze LCD-X – 635 г.
- HIFIMAN Arya – 404 г
- Kennerton Thekk – 390 г.
Отдельно отмечу и тот факт, что наушники полностью симметричны, левая и правая чашка визуально никак не маркированы. Разъёмы для подключения кабеля (используются стандартные коннекторы 3,5 мм) расположены строго посередине чашек снизу, а не вынесены чуть вперед, как это обычно делают другие производители. Если вы слушаете музыку в кофте или другой одежде с высоким воротником (а скоро зима, и этот сценарий станет очень актуальным), при повороте головы разъёмы и выходящие из них кабели начинают очень активно шуршать и цепляться за одежду.
Что касается качества сборки, то тут есть обширное пространство для совершенствования. Например, местами кривовато выпилено оголовье.
Карбон неаккуратно обработан в местах крепления дужек.
Крепления чашек в некоторых местах покрыты пятнами (окислом?).
В общем, впечатление от конструктивных решений двоякое – мало ли у кого какая голова и насколько чувствительные виски, мало ли кто в какой одежде слушает. А вот культура и качество сборки, на мой вкус, стоимости наушников не соответствуют.
Могу лишь надеяться, что это особенности данного конкретного образца, а не отражение общего подхода к производству компании Myst.
Наконец, отмечу два дополнительных нюанса, с которыми я не сталкивался при использовании других наушников:
- Звук Gatling неожиданно сильно изменяется при появлении любой поверхности с обратной стороны мембраны, причем уже на расстоянии 5-6 см от защитной сетки. На это обращаешь внимание каждый раз, когда поправляешь наушники на голове.
- Звук Gatling приобретает акцентированный саббас, если оторвать наушник от уха. Чуть-чуть, буквально на 3-4 мм. Обычно такая манипуляция приводит к обратному эффекту – саббас исчезает.
В этих особенностях нет ничего позитивного или негативного. Просто бросилось в глаза, так сказать.
Технологии и страны изготовления
Главная деталь Gatling – уникальная планарная мембрана с эффективным диаметром 8 см. Мембрана оснащена 2-сторонней магнитной системой; разработана и производится в России, причем без использования процедуры травления. Это, по словам производителя, обеспечивает высокое качество самой мембраны, а также 100-процентную повторяемость результата, то есть идентичность параметров всех экземпляров.
Карбоновые оголовья и дужки производятся также в России. Металлические чашки и крепления чашек – в Китае. В России же осуществляется финальная сборка наушников.
Амбушюры шьются также в России.
Паспортные характеристики и необходимый источник
- Акустическое оформление: открытое.
- Тип драйверов: изодинамические.
- Импеданс: 42 Ом.
- Чувствительность: 107 дБ.
Несмотря на небольшое собственное сопротивление, наушники требуют достаточно существенной мощности источника для раскачки. Смартфон Samsung Galaxy S10 Plus оказался способен выдать громкость ниже средней только на пределе своих возможностей. Портативный плеер Hiby R5 обеспечил необходимый уровень громкости в режиме HiGain на отметке 80 из 100 при подключении через обычный 3,5-джек. И только стационарный RME ADI-2 DAC fs, способный подавать 10 вольт на наушниковый выход, обеспечил достаточную громкость в режиме Lo-Power уже при отметке -20,0 дБ, оставив большой запас мощности. Из чего я могу сделать очевидный вывод: для нормальной работы с Gatling понадобится стационарный источник, либо мощный портативный плеер с балансным подключением.
Впечатления от прослушивания
Итак, в качестве источника использовался RME ADI-2 DAC fs, наушники были подключены к 6,3-мм выходу. Прослушивание производилось в совокупности на протяжении 20 часов.
Общими словами звуковой почерк наушников можно охарактеризовать как ровный и очень детальный, немного сухой. Gatling ориентированы на аналитичную неокрашенную подачу, подчеркивающую скорее микро-, а не макродетальность. Например, трек «Elevation Station» Infected Mushroom передается со всеми «быстрыми» нюансами, скрипами, скрежетами и мелкими тональными переходами. В очень сложном для адекватного воспроизведения «Axion» Archive можно расслышать практически каждый колокол в отдельности, а в «ABEO» Saltillo – все аберрации звука и эффекты, использованные автором. При этом звучание Gatling монолитно, музыка не деконструируется наушниками искусственно до совокупности отдельных звуков.
В плане детализации и скорости Myst Gatling однозначно могут дать фору не только многим «одноклассникам», но и существенно более дорогим моделям.
Наушники склонны чуть уменьшать объём сцены, но в целом вы услышите то, что есть в записи. Инструменты достаточно четко позиционируются по горизонтали, при этом в глубину сцена выстраивается неубедительно – расстояния до инструментов не чувствуется. Например, в треке «You Did The Crime» Buddy Guy ощущение «гитара близко – фортепиано далеко» потеряно практически целиком, они воспринимаются расположенными на одной виртуальной дистанции от слушателя, хотя и четко отделимы друг от друга по горизонтали. То же самое и в «Soft Mistake» Lamb: и контрабас, и колокольчик, и тарелки — все они стоят рядом, а не друг за другом, между ними нет расстояния «вглубь».
«На слух» я бы сформулировал особенности тюнинга Gatling следующим образом:
- Повышена артикуляция деталей в области саббаса;
- Бас на некоторых треках может звучать легковесно;
- Средние частоты «придвинуты» к слушателю;
- Существенно редуцировано ощущение воздушности звука (если оно присутствует в треке, естественно).
Суть и природу этих особенностей я поясню ниже при разборе звучания отдельных частей частотного диапазона.
Бас
Саббас, а конкретно диапазон около 40-60 Гц, обладает ощутимой весомостью и отличной скоростью. Практически лучшей из того, что я слышал на вообще каких-либо моделях наушников. В треке «Path Vol II» Apocalyptica на 1:24 наушники буквально вздрагивают на ушах, а в «Nothing Else» Archive на 2:29 (и далее) саббас не теряет разборчивости даже опускаясь до отметки в 50 Гц. Бас же «задавлен»: «Deceiver Of The Gods» Amon Amarth звучит недостаточно напористо и массивно, вступление «Future Starts Now» Kills отыгрывается технично и «быстро», но барабан звучит «пустовато», бестелесно. В начале того же «You Did The Crime» Buddy Guy барабанные удары слышны отлично и правильно, тогда как бас-гитара не ведет свою мелодическую линию, а будто что-то тихонько наигрывает в углу.
Данная особенность привлекает к себе внимание далеко не во всех треках. Звучание «Path of Least Resistance» Carbon Based Lifeforms в области низких частот воспринимается совершенно полноценно, инфернальный бит в треке «Corruptor» Daniel Deluxe также не вызывает никаких вопросов по поводу глубины или мощности.
Наушники отыгрывают бас максимально быстро и разборчиво, что в некоторых случаях лишает его «тела» и давления, что, в свою очередь, оказывается критичным на некоторых треках; на иных же звучит совершенно органично.
Верхняя часть нижних частот также «опущена», что лишает некоторые инструменты и низко звучащие голоса необходимой телесности (см. музыку группы Madrugada, например).
Средние частоты
Средние частоты звучат ровно и детально, при этом подаются открыто и как бы очень близко к слушателю. Детализация, натуральность звучания, естественность – это всё присутствует в полной мере. Средние частоты Gatling воспроизводят информативно, слитно, немного присветленно и сухо за счет редуцированного баса.
Верхние частоты
Верхние частоты обладают отличной детализацией, лишены избыточной яркости или колкости, но также совсем не могут похвастаться воздушностью и протяженностью. То есть, говоря о технической стороне вопроса, АЧХ Gatling не имеет необходимого подъёма около 6 кГц. Именно с этой особенностью настройки Gatling я связываю неспособность наушников убедительно выстраивать виртуальную сцену в глубину. В треке «I’m Ready» Carey Bell (альбом «Harpmaster» 1994 г) не слышно, как звук переотражается от стен помещения, «Wonder» Soap&Skin полностью лишается сибилянтов и шипящих звуков, которые присутствуют в записи и придают звучанию голоса особую интимностью, важную для этого трека, и. т.д. Вопроса «звук ветра/детский смех/шелест листвы доносится с улицы, или я слышу это в наушниках?» не возникает никогда, к сожалению.
Gatling изо всех сил стараются не побеспокоить уши слушателя песочащим, резким высокочастотным диапазоном, но при этом лишают большую часть музыкального материала объемности и воздушности.
Измерения
Ну и обратимся к измерениям.
Ниже приведена картинка с измерениями АЧХ Gatling (источник).
Что мы видим:
- Подъём на отрезке 30-70 Гц – тот самый хорошо слышимый саббас;
- Спад на отрезке 70-600 Гц – чуть проваленный бас и нижняя середина, дающая ощущение сухости средних частот и подчеркивающая артикуляцию и скорость саббаса;
- Пик на 1500 Гц – то, что дает ощущение «придвинутых» к слушателю средних частот;
- «Недобор» на отрезке 4000-7000 – отсутствие «воздуха» в звуке, чуть суженная сцена и невнятное эшелонирование инструментов.
Что касается пика около 11 кГц, то лично я либо его не слышу, либо он совершенно никак не обращает на себя внимание.
Если попытаться сравнить АЧХ Myst Gatling и общеизвестных Sennheiser HD800:
Чтобы более-менее отчетливо представить, как субъективно воспринимается частотная настройка звука Gatling относительно HD800, можно посмотреть на картинку выше и опустить график HD800 вниз так, чтобы провал на 2500 Гц на красном графике совпал с провалом на синем графике.
Обратите внимание на диапазон 55-1000 Гц, а также область около 5500 Гц – тут разница составляет около 14 дБ, то есть минимум 3-6 дБ можно добавить (например, эквалайзером) без боязни получить сибилятивный звук.
Подытоживая
Наушники Myst Gatling получились интересными и неоднозначными, вкусовыми. С одной стороны, им никак нельзя отказать в техничности, скорости, быстрых атаках и затуханиях, прекрасном микроконтрасте. Мало кто из производителей позволяет себе выпустить модель с настолько нейтральной сухой настройкой в данном ценовом диапазоне; да даже и без учета стоимости. С другой стороны, своеобразный тюнинг делает их пригодными для прослушивания вполне определенных музыкальных жанров, предъявляющих высокие требования к скорости отыгрыша атак. При этом высокая скорость нижних частот (как она воспринимается на слух) достигается за счет уменьшения басовой и части среднечастотной составляющей звука, а также ощутимо «придавленного» диапазона около 6 кГц. Таким образом, Myst Gatling отлично подходят на роль наушников для расслушивания всех фактических деталей музыкального произведения, но, скажем, на роль «наушников для отдыха» или «универсальных наушников для любой музыки» — с моей точки зрения, нет.
Если вы собрались на постоянной основе слушать в них музыку, то, полагаю, вам обязательно должен нравиться именно такой звуковой тюнинг, а также подойти очень специфическая посадка; есть вопросы и по качеству сборки и конструктиву. Поэтому я рекомендую воспользоваться возможностью предварительного прослушивания наушников перед покупкой, которую предоставляет компания-производитель.
А в следующей ревизии Gatling, если таковая появится, лично мне хотелось бы услышать прежде всего чуть более воздушную и вальяжную подачу по сравнению с текущей моделью. И вот тогда Gatling станут практически идеальными наушниками. Выражаясь метафорически, «стрелять» Gatling могут отлично, но хотелось бы научить их чуть-чуть «танцевать».