Про фотографирование на смартфон вообще и Galaxy S8 в частности
Galaxy S8+ — телефон практически идеальный с технической и программной точек зрения. Самое пристальное внимание хотелось бы уделить камере этого телефона. Тем более, что нормальных её обзоров, с толковыми примерами, на просторах интернетов я так и не сумел найти — «профессиональные обзорщики» обычно ни хрена в фотографии не понимают.
Попутно коснусь и того, как разумно использовать различные возможности камеры смартфона — про это тоже никто нигде не написал, кажется.
Технические характеристики
Про характеристики камеры S8+ важно знать следующее: у нее есть оптический и цифровой стабилизатор, угол обзора составляет 77 градусов, диафрагма — F1,7, антиалиасингового фильтра нет, мегапикселей — 12 штук. С учетом размера матрицы 1/2,55 дюйма и фокусного 4,2 мм в пересчете на пленочный кадр 35 мм получаем кроп 6,2 и эквивалент — около 26 мм фокусного с диафрагмой F10,5.
Итак: 26 мм фокусного с дыркой 10,5.
То есть предварительно можно заключить следующее: никакого размытия заднего фона даже при лицевом портрете в 99% случаем получить не удастся (на самом деле — чуть-чуть удастся, о чем ниже). А вот для пейзажной съемки или быстрых репортажных кадров, сделанных на гиперфокале — вполне. Что, собственно, от телефона и требуется.
Что же умеет камера?
В автоматическом режиме — автоматически снимать. При этом можно вводить экспокоррекцию, на глаз. Можно включать и отключать режим HDR вручную, а также использовать его в автоматическом режиме.
Самсунговский JPEG «славится» чрезмерной контурной резкостью. Анализ внутрикамерных RAW-файлов показывает (см. ниже), что обусловлено это прежде всего необходимостью компенсации свечения вокруг контрастных границ объектов. Которое, в свою очередь, является следствием несовершенства оптики и/или отсутствия корректирующих данный эффект линз, тут плохо разбираюсь.
Замечу важное: здесь и далее я рассуждаю о камере телефона с точки зрения того, как обычно пишут про зеркальные камеры и соответствующую оптику. Про это всегда необходимо помнить, когда речь идет о так называемых «недостатках» мобильной камеры. Уже сама по себе возможность рассматривать её с позиций таких высоких требований говорит о беспрецедентном уровне её технической и программной реализации. А возможность такая безусловно есть.
Скорость серийной съемки в автоматическом режиме составляет 16 кадров в секунду с отключенным HDR и чуть меньше со включенным HDR.
Средний «вес» картинки в JPEG – 6,6 МБ.
В про-режиме камера позволяет настраивать вручную различные параметры съёмки:
- Выдержку — в диапазоне от 10 секунд до 1/25000 секунды.
- Чувствительность — в диапазоне от 50 до 800 ISO (в автоматическом режиме — от 40 до 1250).
- Тип экспозамера — матричный, центровзвешенный, точечный.
- Тип автофокуса — по центральной точке, по нескольким точкам (выбираются автоматически).
- Баланс белого — автоматический, или один из пресетов.
- Экспокоррекция — от -2 до +2 EV.
- Фокус. Можно задать расстояние в явном виде, можно коснуться объекта на экране. При этом будет произведена перефокусировка и экспозамер по выбранной точке, а справа появится шкала экспокоррекции. И далее, слава Самсунгу, можно разнести точку экспозамера и точку фокуса, что в некоторых случаях чрезвычайно удобно. Насколько мне известно, так умеют только камеры смарфонов Samsung (было реализовано уже в S3) и Apple.
- Естественно, всё это может работать и автоматически.
Главное: в про-режиме же можно активировать сохранение RAW-файлов (в формате DNG) параллельно с JPEGами.
На RAW-файлы посмотрим особенно пристально.
Вес «сырой» фотки составляет около 24 МБ. Поэтому при серийной съемке в RAW+JPEG, скорость которой составляет около 10 кадр/сек., общий поток записи получается примерно (24+6,5)*10=300 МБ/сек. Как следствие, парные фотографии в форматах RAW+JPEG сохраняются только во внутреннюю память телефона, скорость записи на которую составляет около 300 МБ/сек. microSD-карт, которые бы поддерживали такие скорости, пока не создано.
Далее — более детально про качество фотографий в RAW.
Картинки конвертировались в Lightroom, цвета и баланс белого (далее — ББ) не правились, никаких градиентов сверху не наложено, никаких локальных корректировок не вносилось. Ресайзились в фотошопе бикубическим семплированием.
Резкость
Сами по себе RAW-картинки отличаются приятной резкостью.
Кроп:
![](http://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Sharpness14-vi.jpg)
Кроп:
![](http://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Sharpness12-vi.jpg)
Иногда кажется, что резкость сохраняется только по центру картинки, а по краям падает. Это не так. Падение резкости по краям наблюдается, но связано оно с тремя факторами.
Первый фактор — несовершенство оптики. Данный фактор влияет на резкость, но незначительно. Это очень легко проверить, сфокусировавшись на самый край кадра:
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Corner_sharp2-vi.jpg)
Второй фактор — неплоское поле резкости. Ситуация примерно такая же, как и с никоновским 24-70, у которого по краям резкость на малых фокусных процентов на 20% ближе к камере по сравнению с центром.
И третий фактор — большие краевые колебания стабилизирующего блока при съемке на длинных выдержках. На каких точно — не скажу. Кажется, от 1/8 секунды.
Особенности эти есть, но они нестрашные — просто надо правильно выбирать точку фокусировки: для пейзажных кадров это около половины расстояния до задней границы резкости. То есть снимаете, например, поле с цветочками — фокусироваться надо примерно на середину поля, а не на домик у противоположного края.
Кроп:
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Sharpness32-vi.jpg)
Кроп:
![](http://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Sharpness22-vi.jpg)
Баланс белого
Баланс белого отрабатывает верно в любых ситуациях, больше добавить нечего.
Цвета
Цвета, как следствие точной работы автоматического ББ, получаются приятными и реалистичными. Даже в условиях недостаточной освещенности.
Контровый свет
Оптика камеры не боится прямых и боковых засветок. Впрочем, мне всегда казалось, что их вред сильно преувеличен.
Шум
Что касается шума, то он для камеры мобильного устройства — более чем приемлемый. Конечно, зерно на однородном синем фоне даже при хороших условиях освещения традиционно видно. Но только при полностью отключенном шумоподавлении.
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/skynoise1-vi.jpg)
На значении ползунка шумодава около 15 шум практически исчезает.
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/skynoise2-vi.jpg)
В остальном, система стабилизации и нешумная матрица позволяют делать кадры, которые технически были бы просто невозможны еще несколько лет назад.
Кроп:
![](http://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/noise22-vi.jpg)
Кроп:
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Noise12-vi.jpg)
Стабилизатор
Что касается длинных выдержек, тут система стабилизации показывает себя с самой лучшей стороны. Стабилизатор позволяет снимать просто нереальные картинки с рук до выдержки около ½ секунды (речь про мои личные руки, естественно).
Кроп:
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/20170625_2337401-vi.jpg)
Для пущей стабилизации необходимо использовать «прислон», штатив, а также съёмку по таймеру или активацию съёмки голосом, дабы не тыкать кнопку прямо перед спуском затвора.
Динамический диапазон
В стопах не мерил, но он прям очень большой, с простыми зеркалками сравним вполне. Косвенно (косвенно) можно оценить его так: шире, чем у Galaxy S6, у которого данный параметр составляет 10,1 стопа. Тут, наверное, около 11-12. У Canon 600D – 11,5, например.
Чудес не бывает, попытки тянуть тени на кадрах с экстремальными перепадами яркостей ничем хорошим не заканчиваются.
Свечение («кома» ?)
Присутствует свечение вокруг краев контрастных объектов.
Кроп:
![](https://boizoff.com/wp-content/uploads/2019/07/Coma2-vi.jpg)
Особенно сильно это заметно при каких-то определенных значениях фокуса. Впрочем, некой стойкой зависимости мне выявить не удалось. Эффект давится путем увеличения параметра «Clarity» в LR до значения 3-5. Но необходимость в этом есть далеко не всегда.
Обработка
Процесс обработки никак не отличается от такового для любых других RAW-файлов: конвертирование, доработка в фотошопе, ресайз, выборочное повышение резкости.
А стоит ли вообще тратить время на доводку равов? Насколько сильно они отличаются о джипегов?
JPEG:
RAW:
В моем понимании — стоит.
А теперь — про дополнительные возможности и приемы, которыми можно пользоваться при съемке на смартфон.
Панорамы
Можно снимать как вертикальные, так и горизонтальные. При этом сам смартфон также можно держать вертикально и горизонтально. Смартфон можно вести в любую сторону — справа налево и наоборот, сверху вниз и наоборот. Единственное, о чем необходимо помнить — о фиксации экспозиции с начального кадра. А так как осветлять тени получается лучше, чем притемнять света (в тенях сохраняется больше деталей), то и начинать снимать панораму надо от светлой части сцены к темной. Склеиваются панорамы на S8 практически без ошибок.
Съемка панорам — мощнейший инструмент, позволяющий не только снять бесполезную горизонтальную «колбасу», но и решить несколько полезных задач:
Первое: уменьшить виртуальное фокусное расстояние. Иными словами, съемка панорамы позволяет снять кадр со значительно более широким углом, нежели это можно сделать в обычном режиме. Что придает картинке уместное, а иногда просто необходимое эффектное бочкообразное искажение.
Второе: увеличение разрешения фотографии. Можно развернуть телефон горизонтально и сделать 1 кадр, а можно расположить телефон вертикально и заснять горизонтальную панораму. В первом случае разрешение камеры по меньшей стороне будет соответствовать разрешению камеры по большей стороне. Соответственно, вырастет детализация (если условия съёмки позволят заснять панораму хорошо — резко и без огрехов склейки). S8 снимает панорамы любой «длинны» с разрешением в 5000 пикселей по меньшей стороне (если ориентация смартфона и съемки различны, то есть телефон горизонтально — съемка вертикально, и наоборот). То есть квадратная панорама — это уже 25 мегапикселей. Что крайне полезно для получения кадров для последующей печати в большом формате.
Третье: намеренное искажение геометрии кадра. Смартфон во время съёмки панорамы можно поворачивать не строго горизонтально, а также наклонять под разными углами. Это позволяет исказить геометрию объектов в кадре и получить интересные эффекты.
Важно заметить, что однородные, но движущиеся объекты, типа воды или дыма, получаются у S8 на панорамах совершенно нормально.
Следящий автофокус
В авто- и про-режиме можно включить следящий автофокус. Тыкаем на объект в кадре — камера постоянно держит его в фокусе. Внезапно даже для меня, фича работает. Использовать можно, например, для съемки макрообъектов, которые движутся. Цветочек качается на ветру, на цветочке сидит жучок, жучка хочется поймать в фокус. Руками такое практически невозможно снять, а со следящим фокусом — получается.
Причем при нажатии на кнопку съёмки телефон делает кадр только в тот момент, когда фокус наведен.
Мануальная фокусировка и боке
Когда камера наводится на резкость, она помещает объект в центре области резкости. То есть сколько-то до объекта резко, сколько-то после. Понятно, что на 26 мм фокусного с диафрагмой 10,5 никакого выраженного размытия заднего фона не получить — область резкости уже с пары метров огромная, а площадь кружка нерезкости маленькая.
Но — на то и дана голова, чтоб делать дело с пониманием.
Включаем мануальную фокусировку, зумимся на объект съёмки. И тут обнаруживаем что в телефоне есть фокус-пикинг (фокус-пикинг в телефоне!!!11). Наводимся руками на резкость так, чтобы дальняя граница фокуса только-только коснулась передней части объекта. Например, в случае съемки человека анфас делаем так, чтобы только нос был в фокусе. Контуры носа станут зелеными, соответственно.
Раззумливаемся и делаем кадр.
Простой кадр:
Результат применения вышеописанной техники:
Естественно, это не 135/2, поэтому надо выбрать задник (подальше от объекта съёмки), чтобы площадь кружка нерезкости была максимальной, а эффект боке стал более выраженным. А вот всё, что находится перед объектом съёмки, лучше из кадра исключить — это всё будет в резкости, что смажет художественный эффект.
Естественно, резкость на объекте будет очень относительной, поэтому её придется повышать в процессе конвертирования равов и постобработки.
И, как можно догадаться, снимать так можно только более-менее статичные объекты. Но если приноровиться — можно и не очень статичные.
Произвольное расположение кнопки съёмки
Внутренний софт позволяет отобразить на экране произвольно расположенную кнопку съёмки, в дополнение к обычной. Использовать это можно прежде всего для незаметного фотографирования людей, а именно:
- Берем телефон хватом типа «иду по улице, думаю о своем»: 4 пальца снизу, большой сверху. Зажали его в руке.
- Предварительно располагаем вторую кнопку съёмки под большим пальцем. Ровно на том месте, куда он сам ложится при вышеописанном хвате.
- Берем телефон в руку и идем по городу.
- При появлении потенциально интересной ситуации нажимает большим пальцем кнопку включения дважды, запускается камера. Это примерно 1 секунда.
- Перемещаем большой палец на удобно расположенную кнопку съёмки, чуть разворачиваем телефон и фотографируем не глядя.
Никто ничего не видит и не замечает вообще.
Почти никогда.
Дополнительные «фокусы» интерфейса
О чем еще стоит упомянуть:
- Ярлыки режимов камеры. Теперь для всех режимов камеры можно создать отдельные ярлыки, иконки, для их быстрого запуска. То есть по умолчанию камера запускается в авто-режиме, чтобы переключиться в какой-то другой режим, надо один раз свайпнуть и один раз тыкнуть в экран. Теперь можно сразу открыть камеру в нужном режиме.
- Автоматическая коррекция дисторсии оптики. Теперь есть.
- Просмотр RAW-файлов. Это умеет делать штатная галерея.
- Работа Авто-ISO. В ручном режиме ISO регулируется в диапазоне от 50 до 800 единиц. В автоматическом — от 40 до 1250 единиц.
- Увеличение ползунков. При ручной настройке фокуса, экспозиции и т.д., надо водить пальцем по ползунку на экране. Удержание пальца на конкретном делении увеличивает часть ползунка, что делает настройку более простой и точной.
- Цифровой зум:
- Минимально влияет на качество изображения до увеличения в 1,3 раза включительно.
- Влияет только на JPEG, RAW получается без зума.
- Можно зумиться не только разведением пальцев, но и сдвигом кнопки спуска вверх и вниз; этот метод более точный, как мне показалось.
- Бесшумный режим съёмки. Всё так же работает, надо просто перевести телефон в бесшумный режим.
Чего бы еще хотелось?
Конечно, возможности отображения гистограммы (и желательно раздельной, усредненной яркостной и поканальной). Это первое, чего не хватает, но это умеют сторонние приложения. И, поскольку камера предоставляет открытый API, во всевозможных OpenCamera, FV-5, Manual Camera и прочих подобных приложениях работают решительно все функции, включая съёмку в RAW.
Хотелось бы более высокое разрешение. Мегапикселей 30 как минимум, чтобы на 4К-телевизоре резкость была прям вообще.
Фантазируя, хотелось бы получить режим съёмки с повышенным разрешением, использующий сдвиг оптики за счет механизма стабилизации. Как в Pentax K1.
И хотя бы 3-кратный оптический зум с перископической конструкцией. Причем без потери светосилы.
И фапотьку.
По итогам месячных съёмок на Galaxy S8+ вывод для меня очевиден: зеркальные и тем более компактные камеры в путешествиях, для фотографирования предметки, неких репортажных съёмок любительского уровня больше не нужны. По крайней мере, качество получающихся фотографий (с учетом использования преимуществ RAW-формата и прямых рук для конвертирования и постобработки фотографий) на 100% сопоставимо с тем, что выдают, прости госпади, профессиональные камеры с точки зрения запросов требовательного обывателя.
Вопрос с изменением фокусного расстояния остается актуальным, но частично компенсируется возможностью использования панорам (для симуляции уменьшения фокусного расстояния), частично решается при помощи навесной мобильной оптики. А она, кажется, наконец-то появилась нормальная, более-менее технически качественная.
P.S. Вспомнил про один свой старый ликбез, советы из которого придутся тут очень кстати: Как сделать технически качественную фотографию?.