Съёмка в RAW на Samsung Galaxy S23 Ultra
Читателям бложека это может быть неизвестно, но когда-то я довольно плотно занимался фотографией. Когда сил таскать с собой полнокадровую тушку с ручкой и стандартным набором 12-24/2.8 + 24-70/2.8 + 70-200/2.8 + 50/1.4 уже не осталось, мой фотографический пыл немного поумерился, я перешел на фотографирование при помощи смартфона.
Тогда же появился эпический обзор фотовозможностей Samsung Galaxy S8, умевшего фотографировать в RAW.
Время шло, телефоны менялись, камеры улучшались, но невероятных технологических прорывов не было. Фотофлагманы из года в год показывали прирост на уровне «если присмотреться…», действительно интересные технологии (например, Liquid Lens) не внедрялись, зато увеличивалось количество камер. С момента выхода серии Galaxy S8 прошло 5 лет, на рынок вышла линейка S23. И вот сегодня расскажу о том, как снимает этот мегааппарат за много денег. Не в сравнении с другими моделями, не в разрезе «стоит ли мне его купить». Речь пойдет только о том, что смогут «выжать» из камер Samsung Galaxy S23 Ultra лично мои довольно прямые руки.
Ниже я покажу фотографии, снятые на этот телефон в RAW (в Pro-режиме обычного приложения камеры, а также при помощи Expert RAW), сконвертированные в Lightroom и доработанные в Photoshop в части резкости. Все нижеприведённые картинки нажимабельны и имеют разрешение 1600*1200 пикселей – открывайте их в отдельном окне в браузере, рассматривайте при 100-процентном увеличении, чтобы оценить реальное качество.
Технические аспекты
Для начала попробуем понять, каким фокусным расстояниям и какой оптике в 35-миллиметровом формате будут эквивалентны фокусные и оптика смартфона:
Модуль | Типоразмер сенсора | Физический размер сенсора, мм | Диафрагма | Фокусное расстояние, мм | Экв. фокусное расстояние* для кадра 35 мм, мм | Эквивалентная диафрагма* для кадра 35 мм, мм |
Широкоугольная камера | 1/2.55″ | 5.6 x 4.2 mm | f/2.2 | 2.2 мм | 13.6 | 13.6 |
Основная камера | 1/1.3″ | 9.8 x 7.3 mm | f/1.7 | 6.3 мм | 22.3 | 6 |
Длиннофокусная камера №1 | 1/3.52″, | 3.6 x 2.7 mm | f/2.4 | 7.9 мм | 76 | 23.1 |
Длиннофокусная камера №2 | 1/3.52″ | 3.6 x 2.7 mm | f/4.9 | 27.2 мм | 261.5 | 47.1 |
То есть, по сути дела, S23Ultra оснащен набором следующих «фиксов»:
- экв. 14 мм, f/14
- экв. 24 мм, f/6
- экв. 75 мм, f/24
- экв. 270 мм, f/47
Отличный выбор фокусных, довольно универсальный набор.
Детализация/резкость
Смартфон умеет сохранять фотографии со всех модулей в RAW-формате (DNG). Основной модуль поддерживает разрешение 50 МП для RAW-файлов. Занимают такие картинки немало, около 180 МБ в максимуме, а при экспорте из Lightroom в 16-битный TIFF для последующего редактирования в Photoshop – около 300 МБ. Оптика основного модуля вполне способна обеспечить попиксельную резкость картинки (диффракционный предел для сенсора такого размера находится на уровне ~63 МП), но, естественно, «действительно резко» получается только в центре. Точнее, в точке фокуса.
Полный кадр:
100-процентный кроп:
И это самый максимум резкости, который способен выдать S23U.
По сравнению с JPEG-ом это выдающийся результат как в плане четкости картинки, так и в плане разделения «тонких» оттенков цвета и микроконтраста (слева JPEG — справа конвертированный RAW, 100-процентные кропы):
Самые «мыльные» 3- и 10-кратные модули не позволяют получить попиксельную резкость даже в центре и даже в идеальных условиях солнечного дня, то есть на малой выдержке. Но, опять же, вручную на постобработке можно «вытянуть» из кадра значительно больше по сравнению с грубой внутрикамерной обработкой:
Баланс белого
Автоматика смартфона выставляет баланс белого точно, не ошибаясь даже в сложных ситуациях.
Закатный свет:
Смешанное освещение с массой источников различных типов:
Пасмурный день (обратите внимание, как хорошо различимы близкие полутона и оттенки цвета):
Контровый свет со смешанным освещением:
Динамический диапазон
Динамический диапазон зависит от матрицы, он разный для разных камер S23U: широкий у основного модуля и поменьше у остальных.
Вот примеры с основного модуля:
Вот такие «широкие» по соотношению светов/теней картинки можно получать с 3-кратного и 10-кратного зумов:
А так умеет ультраширокоугольник:
Нетрудно заметить, что до «полноценной» камеры с 35-миллиметровой современной матрицей результаты не дотягивают, но всё равно в плане динамического диапазона картинки выглядят очень и очень прилично.
Цвета
Цвета в стандартной JPEG-обработке силами смартфона и после конвертации в LR (с профилем Adobe Standard) разнятся, и разнятся значительно: профиль Adobe Standard дает значительно более точную и нейтральную цветопередачу.
После конвертирования становятся различимы все оттенки и нюансы, тогда как внутрителефонный конвертер старается сделать картинку понасыщенней, причем довольно грубо. Это касается также и сцен, где преобладают оттенки одного цвета:
Цвета корректно передаются и в случае съёмки «нестандартных» объектов в «нестандартных» условиях. Вот мумифицированный осьминог в банке в свете галогеновых ламп, цвет ровно как в жизни:
Чудовищно яркий в реальности цветок насыщенного лилового цвета:
А вот примеры, сделанные в сумерках, когда прямого солнечного света уже нет, и с цветами становится особенно сложно:
Прекрасный результат, ни прибавить, ни отнять.
Боке(э)
Самое красивое боке дает основной модуль – у него самая большая матрица из всего арсенала S23U, а также наименьшее диафрагменное число. Поэтому площадь кружков нерезкости получается максимальная. Вот так выглядит «чистое» размытие основного модуля S23U:
А для съемки нижеследующих картинок я использовал навесную оптику (про это будет отдельная статья), которая сохраняет резкость только в центре, а по краям просто аберративно — добавляя кому и хроматику — размазывает картинку и ловит блики от источников света.
Чтобы был понятен общий эффект от её использования:
На характер боке оптика никак не влияет, да и не может повлиять по очевидным причинам: для изменения характера размытия нерезко изображаемого пространства надо работать с внутренней структурой линзоблока камеры; поставленный перед оптическим модулем набор стекол может только изменить фокусное расстояние и/или (технически) испортить картинку.
Так вот, примеры:
Боке у основного модуля довольно плотное в плане микро- и макроконтраста, но довольно приятное, если говорить именно о характере размытия. Это не легкая, воздушная нерезкость Sigma AF 50mm f/1.4 DG HSM Art или Nikon 135mm 1:2, но, как говорится, «давайте сдерживаться» — любая из упомянутых оптик стоит примерно столько же, сколько весь S23U целиком.
Два слова о дополнительных модулях
Камеры с 3-кратным и 10-кратным зумом имеют собственное разрешение всего в 10 МП, а внутрикамерная конвертация уже дотягивает его до 12 ПМ. При съёмке в RAW такого не происходит, фотографии получаются в «честном» разрешении 3648*2736. Картинки получаются более шумными по сравнению с тем, что выдает основная камера, и не только из-за других матриц, но и в силу повышенных диафрагменных чисел – 2.4 и 4.9 для 3- и 10-кратного модуля соответственно.
Однако, будет ошибкой полагать, что они плохи. Нет, система стабилизации дает возможность снимать вечером при недостаточном освещении с рук (крепких) без смаза с выдержкой до ½ секунды.
На высококонтрастных сценах приходится повышать шумоподавление при конвертации, но всё равно картинки смотрятся прилично в целом, и гораздо лучше, если сравнивать с внутрикамерным JPEG’ом.
Широкоугольная оптика является на мой личный вкус наиболее слабой камерой смартфона. Впрочем, не только этого. Очень и очень сложно произвести действительно качественную линзу большой кривизны для столь небольшой матрицы.
Матрица данной камеры неплоха как в смысле динамического диапазона, так и в смысле цветов.
А вот попиксельная резкость сохраняется только в центре кадра и только если в кадре нет прямого источника света. В противном случае границы контрастных объектов начинают «светиться».
Про то, чего нет
Тут хотелось бы сказать про опции, прибамбасы и финтифлюшки, которые маркетологи Samsung не считают значимыми для фоточасти даже топового смартфона, или же приберегли для некоего абстрактного фотофлагмана:
- Меньшее диафрагменное число. f/1.7 для сенсора такого размера – это уже неплохой результат, но не рекордный; в S10 вставляли оптику, дававшую f/1.5.
- Сменная диафрагма на основном модуле. Прикрыв «дырку», можно было бы повысить резкость снимков, доведя её до практически попиксельной по всему полю кадра. Или же решить вопрос со слишком маленькой выдержкой при видеосъёмке в условиях избыточной яркости. Напомню, что такая возможность была реализована в Galaxy S10 – там можно было выбирать из двух вариантов, f/1.5 и f/2.4.
- «Жидкие линзы» с переменной кривизной. При помощи них можно было бы реализовать плавный аппаратный зум, причем без сложной перископической системы. Нам рассказывают про эту технологию с 2007 года, когда компания Varioptic представила свою первую камеру с этой технологией, очень актуальной именно в мобильном сегменте. С тех пор такие линзы были использованы единожды, в смартфоне Mi MIX Fold; технология не получила дальнейшего развития, хотя её потенциал представляется очень значительным.
- Использование системы оптической стабилизации для повышения разрешения кадров или их детализации. Так умеют некоторые «большие» камеры, например, Pentax K-1, некоторые беззеркалки Olympus. В этом режиме при съемке со штатива производится последовательная съёмка множества кадров, после каждого из которых производится микросдвиг матрицы на субпиксельное расстояние. После этого кадры «склеиваются» — накладываются друг на друга, — а результирующее изображение изобилует мелкими деталями и повышенной резкостью. Никаких проблем в реализации такого подхода в смартфонах нет, это чисто программная история.
- Интегрированный поляризационный/нейтральный фильтр. Идея проста как 3 копейки: в оптическую систему встраивается дополнительное стекло, работающее как поляризатор или нейтральный фильтр. По желанию пользователя это стекло либо «вщелкивается» внутрь объектива, либо располагается вне его. Так умела, например, Fujifilm X100 в 2011 году, прости господи. Это значительно расширило бы возможности видеосъёмки, а также просто сделало пейзажные фотографии, например, более эффектными.
- Расширенные настройки внутрикамерной JPEG-конвертации. Сейчас как-то повлиять на JPEG можно только в плане резкости, и только при помощи стороннего приложения Camera Assistant. А хотелось бы настраивать не только степень шарпинга, но и сам его характер: контурная резкость, маска нерезкости, что-то связанное с нейросетями и т.д. В части шумоподваления также хотелось бы иметь ряд гибко изменяемых настроек. И если уж совсем размечтаться, то было бы здорово иметь возможность править руками кривую яркости и сохранять её в виде профилей.
Итого
Камеры S23U – это довольно гибкая система, если смотреть на нее с точки зрения доступных фокусных расстояний и возможностей матриц. Да, хотелось бы, чтобы матрицы всех модулей были по дюйму размером, а стабилизатор позволял снимать на 1000 мм фокусного с 5-секундной выдержкой. Но пока имеем то, что имеем, и имеем немало: надеюсь, у меня получилось показать, что при наличии прямых рук, Adobe Lightroom и камер S23U можно получать очень неплохие фотографии.
Удачных вам снимков!