Обзор наушников Ollo Audio S4X

English version of the article.

Компания Ollo Audio родом из Словении, производит наушники с 2015 года. Обе две актуальные модели Ollo адресованы музыкантам, звукорежиссерам и другим специалистам, чья профессиональная деятельность связана со звуком.

Сегодня на обзоре – открытая модель S4X (страница на сайте производителя).

Спойлер: наушники хорошие.

Все картинки кликабельны.

Позиционирование, стоимость

Производитель позиционирует S4X как инструмент для звукорежиссеров, а точнее как наушники для сведения музыки. Все экземпляры S4X проходят измерения по стандарту IEC 60318-1 («Part 1: Ear simulator for the measurement of supra-aural and circumaural earphones», «Электроакустика. Имитаторы головы и уха человека. Часть 1. Имитаторы уха для калибровки телефонов, надеваемых на ухо»). Производитель описывает данную модель как «нейтральную и предельно честную», а также подчеркивает, что для каждой пары наушников пары динамиков подбираются специально таким образом, чтобы минимизировать различия по АЧХ (не более 2 дБ).

На сайте производителя приведен внушительный список звукорежиссеров, использующих наушники OLLO.

Стоимость наушников составляет 399 евро на момент написания обзора. Также можно внести первоначальную оплату в размере 159 евро, а дальше доплачивать по 20 евро в течение года.

Конструктивные решения и качество сборки, дизайн

Основой наушников является стальное оголовье. Под оголовьем располагается самонастраивающаяся накладка, которая и прижимается к голове при использовании наушников. К металлической раме оголовья прикреплены держатели чашек, снабженные механизмом поворота вокруг вертикальной оси.

Поворотные механизмы держат чашки туго, чашки самопроизвольно не болтаются.

Сами чашки изготовлены из стабилизированного американского ореха и имеют предельно простую цилиндрическую форму без какого-либо декорирования. Снаружи к чашкам винтами прикручены решетчатые стальные накладки с логотипом производителя. Маркировки левого/правого каналов где-либо отсутствуют, наушники полностью симметричны, а коннекторы подключаются вертикально снизу.

Таким образом, положение каналов «левый-правый» всецело определяется подключением кабеля.

На внутренней стороне чашки, если снять амбушюр, становится видна (также стальная) защитная решетка, на которой указан уникальный номер данной пары динамиков.

Амбушюры диаметром 90 мм обтянуты кожзаменителем, но непосредственно к коже прилегают накладки из искусственного бархата; скоса амбушюры не имеют. Внутри амбушюров набита полиуретановая пена с эффектом памяти, а между амбушюром и защитной сеткой динамика вложен кругляшок из синтетического материала. Насколько я понимаю, он корректирует частотную характеристику наушников.

Комплектный кабель, 2 метра. К наушникам подключается разъёмами 2,5 мм, к источнику – разъёмом 3,5 мм, также имеется комплектный адаптер на 6,3 мм.

На протяжении полутора метров до сплиттера кабель убран в черную тканевую оплетку, от сплиттера до наушников идет резиновая красная оплетка. Каналы идентифицируются только по буквам L и R на коннекторах.

Что касается дизайна, то он полностью соответствует позиционированию: S4X воспринимаются прежде всего как инструмент, а не игрушка или элемент декора гостиной. Отмечу, что наушники получили награду German Design Award в категории Excellent Product Design – Entertainment.

Качество изготовления наушников не вызывает нареканий, категорически нигде нет никаких зазоров, следов плохой обработки, некачественной покраски материалов или других свидетельств наплевательского отношения к продукту. Единственное, что меня смутило – это качество резиновой (красной) части оплетки комплектного кабеля. Она ощущается очень тонкой и доверия не вызывает. Впрочем, это мои домыслы; за 2 недели постоянного использования с ней ничего не случилось.

Производитель настолько уверен в качестве своей продукции, что предоставляет 5-летнюю гарантию на наушники (за исключением кабеля и амбушюров). Также на сайте есть отдельный раздел, в котором можно приобрести все запчасти для данной модели наушников. То есть вообще все, включая динамики. Отдельно кабель обойдется в 32 евро, амбушюры – 25 евро. И, если я правильно посчитал, полный комплект для самостоятельной сборки S4X выходит в 262,01 евро 😊

Также отмечу и возможность безусловного возврата наушников производителю в течение 30-дневного периода. То есть не понравились наушники – можно просто отправить их обратно и вернуть деньги. Естественно, при условии, что наушники сохранились в товарном виде.

Также в комплект входит:

  • Бумажка с предупреждением о том, что не надо резко прижимать наушники к голове и вообще любым поверхностям.
  • Листик с измерениями для данной пары наушников.
  • Инструкция.
  • Сертификат подлинности с уникальным номером наушников (пары драйверов, на самом деле).
  • Полиэтиленовый чехол для хранения и переноски наушников.

Удобство использования

Несмотря на некоторую простоту конструкции, не лишенную, впрочем, изящества, наушники сидят на голове просто великолепно. Искусственный бархат не натирает кожу, усилие прижима подобрано верно, а поворотный механизм позволяется скорректировать угол, под которым чашки давят на голову. И даже небольшой диаметр чашек никак не портит общую картину: в S4X можно слушать музыку очень долго, у меня получилось 8 часов максимум. При этом никакого дискомфорта не появилось даже несмотря на то, что мои (среднего размера) уши внутрь амбушюров не влезают целиком, амбушюры прижимают мочки ушей. Наушники открытые, но демпфирование достаточно плотное для того, чтобы через несколько часов использования уши всё-таки начинали нагреваться и чуть-чуть потеть. Но именно «чуть-чуть». Саморегулирующееся оголовье также очень приятно лежит на голове практически всей своей поверхностью и отлично распределяет вес.

Кабель легкий (40 граммов вместе с переходником на 6,3 мм) и тонкий, он полностью лишен «микрофонного эффекта». Небольшая проблема заключается в том, что наушники перед использованием приходится некоторое время покрутить в руках, чтобы определить, где какой канал. Почему отказались от стандартной синей-красной маркировки – непонятно, лично мне с ней было бы много удобнее.

Несколько смущает и то, что когда кладешь наушники на стол, они опираются на поверхность деревянными боками чашек и потенциально могут поцарапаться или затереться со временем. Это также мое предположение, потому что за 2 недели непрерывного использования с ними ничего не случилось. С другой стороны, если это прежде всего инструмент, то он, полагаю, должен иметь следы использования.

С точки зрения удобства использования S4X не вызывают, фактически, никаких нареканий. Они оказались очень комфортными, гораздо более комфортными, чем 99% любых других моделей на рынке. Неожиданно, мягко говоря.

Технологии и страны изготовления

Производитель не указывает никаких технологических нюансов или особенностей S4X за исключением того, что в 50-мм динамиках использована 2-слойнай катушка, а майларовая (лавсановая, полиэтилентерефталатная) мембрана динамика имеет толщину 25 микрон.

Драйверы изготавливаются специально по заказу Ollo в Китае. Оттуда же поставляются амбушюры и кабели.

Паспортные характеристики и необходимый источник

  • Импеданс: 32 Ом.
  • Чувствительность: 108 дБ.
  • Вес: 370 граммов.

RME ADI-2 DAC раскачивает S4X до достаточной громкости в режиме Lo-Power уже на отметке в -40 dBr от выхода на 6,3 мм. И даже от выхода для внутриканальных наушников S4X совершенно полноценно звучат. На Galaxy S10 громкость становится достаточной примерно на 70% ползунка звука. Но все же я бы не сказал, что фраза «smart devices ready» является 100-процентной правдой – S4X получают заметный прирост в динамике и качестве саббаса при повышении мощности усилителя.

Поэтому все дальнейшее прослушивание производилось на RME ADI-2 DAC с настройкой мощности Hi-Power.

Первые впечатления от прослушивания

Прослушивание производилось на протяжении около 55 часов в сумме. Перед этим был произведен прогрев на протяжении 20 часов, хотя производитель рекомендует около 100 часов прогрева.

В первые минуты прослушивания я отметил две вещи. Первая: S4X совершенно точно не стараются вас развлекать или удивлять, они звучат скучно. Вторая: несмотря на скучную подачу с, кажется, выделенной серединой частотного диапазона, S4X воспроизводят невероятно много деталей.

Через некоторое время все встало на свои места.

S4X настроены совершенно сбалансированно. Может быть, бас и нижняя часть середины усилены на 1-2 дБ, а верхняя часть средних частот и верхние частоты наоборот «придавлены» на 1-2 дБ. Но прямо на уровне «вроде не показалось». И на это не обращаешь внимания, потому что наушники выдерживают отличный общий баланс по всему диапазону частот и будто бы не имеют резких пиков или провалов вообще. Это дает потрясающее ощущение разделения частот – низ не налезает на верх, верх не перекрикивает середину. Аналитическое слушанье, деконструкция музыкальных произведений – для этого S4X отлично подходят.

S4X не выделяют средние частоты – просто они не выделяют верхние и нижние частоты. Из-за этого в мозгу, привыкшему к другой, более «аудиофильской» подаче, возникает такая иллюзия.

Наушники дают возможность услышать огромное количество деталей, причем не за счет задранного верха, а за счет того, что никакие части частотного диапазона не доминируют, а драйверу хватает скорости двигаться достаточно быстро. Не готов сказать, было ли это одной из целей производителя, но наушники сочетают способность выдавать не только детализированный, но и одновременно не утомляющий слух звук. S4X не погружают слушателя в ураган звука, а точно, «в граммах» отмеряют каждую ноту музыкального произведения.

Также отмечу, что во время использования наушники показывают себя скорее не как открытая, а как полуоткрытая модель в плане внешней и внутренней звукоизоляции. Музыка слышна извне, но совсем не в такой степени, которая характерна для полностью открытых моделей. Одновременно и сами наушники дают небольшую, но заметную звукоизоляцию слушателю.

Итак, по первым ощущениям, S4X полностью соответствуют своему назначению и позиционированию; их специализация – предельно ровный, детализированный, но одновременно комфортный звук, который необходим для аналитического прослушивания и сведения музыки на протяжении долгого времени. От себя могу добавить, что даже мне, любителю нейтрального тюнинга, слушающему музыку в том числе на Mackie MR5mk3 + ADI-2 DAC (с «задавленными» резонансами комнаты) такая подача звука показалась еще более рафинированной, чем я привык.

Аудиофилы обычно называют такой звук «сдержанным».

Ну и коли речь про наушники для создания музыки, стоит упомянуть, что драйверы подобраны хорошо в смысле разницы АЧХ: при прослушивании свайп-тона звук практически нигде не перемещается влево-вправо, оставаясь строго посередине.

Нижние частоты

Саббас имеет отличную протяженность, но подается очень сухо, отчего часть музыкальных произведений, опирающихся на данный частотный диапазон как на доминанту, звучат как бы не настолько масштабно, грандиозно, как того ожидаешь. Собранно, технично, но не захватывающе. Саббас в начале трека «Purple Eyes» The Toxic Avenger звучит разборчиво, но не массирует барабанные перепонки. «Mercy» Clubroot, «Grima» Danheim, «Svanrand» Heilung – сверхнизкочатотные вибрации не обволакивают голову, наушники просто играют, быстро и технично. Количественно саббаса достаточно, его скоростные характеристики великолепные, но его давление несколько ниже, чем ожидаешь. Драйвер будто имеет недостаточную амплидуту колебаний или некое другое конструктивное ограничение, которое не дает ему возможности толкнуть достаточно большое количество воздуха для создания нужного звукового давления.

Басы, напротив, подаются с необходимым драйвом и весом, если таковые присутствуют в самой записи. Барабаны, бас-гитары, где это необходимо, звучат с ощутимым давлением, масштабно. Скоростные характеристики не страдают, ураганные партии тридцать вторыми, a-la «We’re Not Gonna Fall» Children Of Bodom (земля пухом, Алекси Лайхо ☹) или «People = Shit» Slipknot, отыгрываются разборчиво, без гудения.

Средние частоты

Совершенно плоские и не имеющие провала на участке около 2 кГц на слух, средние частоты звучат открыто и детально, без намека на крикливость. Из-за ровного участка около 2 кГц голоса звучат близко к слушателю, наушники имеют довольно интимный характер подачи в этом смысле. Голос в треке «Working Class Hero» Ozzy Osbourne ощущается как звучащий практически в 10 сантиметрах от уха, в многоголосье «Myrkur» Reiar очень хорошо дифференцируется каждый отдельный голос; рояль, акустическая гитара, скрипка звучат предельно реалистично. «Unaccompanied Cello Suite No. 1 in G major, BWV 1007: I. Prélude» Баха в исполнении Yo-Yo Ma – ну просто бомба в интерпретации S4X. Эти наушники обладают ровными, сбалансированными, прозрачными средними частотами. Одними из лучших, если не лучшими в своем классе.

За счет очень ровной настройки низкие и средние частоты в совокупности подаются очень гармонично и разборчиво, никаких акцентов нет, всё слышно.

Верхние частоты

Верхний диапазон подается наушниками практически ровно для моего слуха, но равномерно тише на 1-3 дБ, чем я привык. Наушникам как бы чуть не хватает воздуха, потому что около 6,7 кГц имеется «яма», хорошо различимая на слух. Формальная «детализация» не страдает, все нюансы слышны, просто АЧХ начиная с примерно 5-6 кГц ровно опущена относительно той нормы, под которую «откалиброван» мой слух. Если говорить о примерах: в треке «Take Five» Carmen McRae тарелки звучат отлично, но послезвучий практически не слышно, звук будто прерывается раньше, чем того ожидаешь.

Можно сказать, что такая подача позволяет добиться неутомляющего звучания, которое необходимо для продолжительной работы со звуком. А можно сказать, что это делает звук скучным, не вовлекающим в прослушивание. Это вопрос подхода.

Самый верх после 10000 Гц также подается неожиданно ровно, хотя у 99% наушников АЧХ на этом участке выглядит как зубья расчески. У S4X же на свайптоне с 10-11 кГц и дальше просто слышишь ровный звук до самого конца, до куда дает возможность слышать барабанная перепонка. Только тише, чем ожидаешь.

Детализация

Трек «Old Ocean» Foehn Trio, Erik Truffaz – потрясающе точно воспроизводятся все фоновые звуки, скрежеты и скрипы. «Wish I Had An Angel» Nightwish – на 0:28 четко прослушивается шелестящий эффект в левом канале. С точки зрения оценки как ровности настройки, так и времени отклика драйвера на слух, никаких претензий я предъявить не могу. Но за счет провала на 6,7 кГц может возникнуть ощущение, что где-то чего-то чуть-чуть не хватает.

Сцена и позиционирование

Сцена неплохо строится в ширину, но за счет редуцированного высокочастотного диапазона страдает ощущение глубины – высокочастотные отзвуки и реверберации, на которых во многом строится ощущение объема, отведены на второй план. Поэтому все звуки выстраиваются за пределами головы, но практически на одном и том же расстоянии от нее.

С позиционированием нет никаких проблем: разницу в фазах человек воспринимает только до частоты в 1000 Гц, а до этого места АЧХ у S4X ровная, как полка. Плюс драйверу «хватает разрешения», так сказать.

Измерения

Измерения производились на модифицированном измерительном стенде miniDSP EARS, откалиброванном под целевую кривую, предложенную сайтом InEarFidelity (см. мою недавнюю статью про целевые кривые, рис. 14) + подъём 2 ДБ в нижней части диапазона. Измерения наушников, соответствующие целевой кривой IEF, должны выглядеть на моих графиках как плоская кривая. Диапазон 5-7 кГц не в полной мере отражается корректно, измерительный стенд еще настраивается, поэтому в этой части словесное описание первично. Для анализа иных частей частотного диапазона на графики опираться можно, насколько вообще можно опираться на графики измерений наушников. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Результирующие измерения получались путем усреднения откликов двух каналов, то есть десяти измерений в сумме. Все графики приведены с 1/12-октавным сглаживанием.

Производитель прямо заявляет, что S4X должны звучать подобно Sennheiser HD650, но с чуть большей отдачей на нижних частотах. Буквально: «We focused on developing frequency response that would be similar to 650’s but with a touch more low end.» На сайте Ollo приведено вот такое сравнение графиков АЧХ:

Из которого видно, что различия заключаются не только в подаче нижних частот, но и участка около 8 кГц, а также других нюансов. Вообще, на сайте Ollo можно посмотреть на сравнение их наушников со многими известными моделями.

Замечу, что Ollo приводят графики АЧХ, похожие на нормализованные (на самом деле нет, подробности — ниже). Для каждой пары наушников (драйверов) у Ollo можно запросить измерения. Ниже показаны два замера: зеленым – нормализованные измерения от производителя, коричневым – нормализованные измерения на моем стенде.

Что касается моих измерений, то могу сказать следующее:

  • не провален участок на 2 кГц, что любят делать многие производители;
  • саббас на измерениях выглядит совершенно полноценно;
  • верх от 5 кГц «придушен» на 2-3 дБ в среднем.

В целом график АЧХ подтверждает субъективные ощущения – наушники очень ровные, а поскольку участок 1500-2500 Гц не редуцирован (и даже чуть-чуть приподнят), возникает ощущение «выделенной середины», хотя это просто правильный звук. Верх с 5 кГц просто равномерно опущен, а провал на 6700 Гц и правда есть. Отмечу лишь, что на слух он не такой значительный, как можно было бы подумать, ориентируясь на замеры АЧХ. И, судя по измерениям (пример 1, пример 2) в других обзорах, это нормальная ситуация для S4X.

Что тут можно сказать? Это вполне себе жизнеспособный вариант «ровного» тюнинга, адаптированный к длительной работе со звуком, опять же.

Я задал вопрос Року Гуличу (директору Ollo Audio) о том, нормализованы ли графики, и какой целевой кривой они пользуются. Вот его ответ:

«About target curve,…it’s a common misunderstanding of how curves were designed and what they mean. Harman target curve that you can get from AES papers is only applicable as a guidance. You’d need to have their exact system to recreate it with meaningful accuracy. Any curve you find on the web is a very rough estimation or derivation based on trial and err. What you can say from harman curve is that is has a roll off on highs and that it has a boost below 100Hz depending on research from 2013 or 2018 respectively. Our measurements are RAW measurements made with 318-1 and hence not directly compatible to 318-4 that was used with harman research. Input impedance of these devices are very very different!!!! Do not make false assumptions that it’s «similar» in any way. Before I go too deep into engineering,…we do not use any target curve. We only state measurements according to IEC 60318-1 with no compensation whatsoever!».

Перевод:

«Кто касается целевой кривой… существует общее заблуждение, касающееся того, как (целевые) кривые были получены, и что они означают. Хармановсая целевая кривая, которая описана в документах AES, может рассматриваться только в качестве общего ориентира. Данная кривая может быть точно воспроизведена только на совершенно идентичном (относительно использованного в Харман) стенде. Любая кривая, описание или параметры которой можно найти в интернете, является лишь приближением, полученным методом проб и ошибок. Что можно сказать о характеристиках хармановской кривой – это то, что она имеет спад на высоких частотах, а также подъём ниже 100 Гц, зависящий от конкретной версии кривой 2013-2018 гг. Наши измерения – это «сырые» измерения, соответствующие стандарту IEC 60318-1, они не могут быть прямо сопоставлены измерениям в рамках стандарта IEC 60318-4, которые использовались в Харман. Входное сопротивление использованных устройств очень и очень разное!!!! Прошу не делать некорректных предположений о том, что они в какой-либо степени «похожи». Мы не используем никаких целевых кривых. Мы просто делаем измерения по стандарту IEC 60318-1 без применения какой-либо компенсации!»

Подытоживая

Я могу оценить наушники только с точки зрения подготовленного слушателя и простого потребителя; в звукорежиссуре, сведении и прочей серьезной работе со звуком разбираюсь плохо.

Для одних слушателей S4X окажутся просто хорошо (за свои деньги – очень хорошо) звучащими наушниками с достойной детализацией и не утомляющей слух подачей, подходящими для длительного прослушивания чего угодно, показывающими прелести (или их отсутствие) практически любого музыкального трека. Для других «наслушанных» любителей S4X станут наушниками, которые позволят не забывать, как и что должно звучать на самом деле. И я смело рекомендую их в качестве первого шага в мир хорошего звука. Просто потому что нужно воспитывать свой слух при помощи хороших наушников, а не выбирать наушники по принципу нравятся-не нравятся. Привыкнув к сбалансированному звуку S4X, можно сделать следующий осмысленный шаг в сторону менее нейтрально звучащих моделей.

Звук S4X кажется вам скучным? Ну так эти наушники и не стараются сделать вам приятно, у них полностью отсутствует вау-фактор, они для другого – для достоверного воспроизведения. Лично я для получения «вкусного» звука предпочел поднять весь «верх» на 2 дБ и отдельно – участок около 6,7 кГц. С такой эквализацией я уже могу совершенно спокойно слушать в S4X любую музыку и получать от этого массу удовольствия, а не только анализировать услышанное. 

Как потребитель в случае с S4X я понимаю, за что плачу: все циферки измерений, сменные детальки за очень небольшие деньги – вот они. Плюс 30-дневный возврат и 5-летняя гарантия. Ollo, насколько я могу судить, не пытаются продать духовность, инопланетные технологии и броский дизайн. Только рациональный подход, измерения, надежность и сбалансированный звук. S4X доказывают простую мысль, что в наушниках (как и любых других устройствах) все части работают только в комплексе. Можно взять недорогие комплектующие, очень хорошо подумать, как их совместить, и получить прекрасную звучащую недорогую модель. Даже усилиями очень небольшой команды специалистов.

Буду объективным – минусы есть:

  • не выглядящий надежным кабель;
  • субъективно недостаточное давление на саббасе;
  • объективный провал на 6,7 кГц и в целом ровный, но чуть редуцированный верх (прекрасно поддается эквализации, как я и написал выше).

Ну и в качестве послесловия: было бы очень интересно посмотреть на обновленную закрытую модель, которая готовится к выходу. А также на идеологически близкую модель с планарным драйвером, если производитель сочтет нужным и/или возможным её выпуск.

Компании Ollo Audio – огромное спасибо за присланные на обзор наушники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *