Последнее обновление: 18.12.2024
Немного подробностей про измерения
- в качестве источника для всех замеров использовался RME ADI-2 DAC fs, выход для IEM, фильтр SD Sharp;
- все замеры производились на громкости в 94 дБ, громкость отстраивалась при помощи акустического калибратора (см. ссылку, п. 2).
- все замеры производились со штатными кабелями наушников;
- амбушюры, указанные на замерах:
- Измерения почти всех наушников имеют пик на 8 кГц – это резонанс стенда. В реальности, в слуховом канале живого человека, этот резонанс тоже есть, но его положение варьируется от примерно (!) 7 до 8 кГц в зависимости от объема и длины канала. Резонансы около 11-13 кГц и выше у человеческого уха тоже есть, но вариативность их положения гораздо меньше, то есть измерения в этом смысле достоверны.
- Некоторые измерения имеют этакий малозаметный излом в районе 80-150 Гц. Это следствие того, что наушник был наклонен в симуляторе относительно центральной оси. В этом нет ничего страшного, просто не обращайте внимания.
- Прослушивание производилось на RME ADI-2 DAC fs, Hiby R6 III, Shanling M0 Pro, Fiio K11 R2R, Moondrop DAWN Pro и всем остальном, что попадалось мне под руку.
Моя база измерений
- внутриканальные наушники (включая TWS и вкладыши): https://boizoff.squig.link/
- охватывающие наушники: https://boizoff.squig.link/headphones/
- информация об амбушюрах и галочка в названии замеров: информация об амбушюрах адресована не пользователю, а другому замерщику – чтобы он мог воспроизвести условия моих измерений на своем стенде (если стенд того же стандарта) и сравнить (все мои измерения можно скачать, да). А вот галочка — как раз для пользователей, слушателей, потенциальных покупателей, которые хотят понять, какой звук они на самом деле получат. Галочка индицирует, что график АЧХ соответствует реальному опыту прослушивания при нормальной посадке. С любыми амбущюрами. Подробнее — тут, п. 2.
Что конкретно означают названия колонок в таблице ниже
Harman, схематично:
Классическая хармановская кривая для внутриканальных наушников последней ревизии от 2019 года. В интернетах фигурирует также под названием «Harman 2019v2». Тут все более-менее понятно.
Warm:
«Тёплый» звук: баса (не саббаса!) больше, а верха – меньше. Можно представить себе, что в смысле графика АЧХ это хармановская кривая, повернутая по часовой стрелке.
Bright:
«Холодный» или «светлый» звук: саббаса и баса меньше – верха больше. Хармановская кривая, повернутая против часовой стрелки.
V-shaped:
Популярная V-образная АЧХ: больше и баса, и «верхов».
Balanced:
Поскольку вопрос с определением «нейтрального» звука для наушников не решен до сих пор, я решил использовать слово «сбалансированный». Варианты целевых кривых тут следующие:
- Кривая Кринакла «IEF Neutral» 2020 года, для моих ушей действительно звучит наиболее нейтрально из всего, что я пробовал;
- Кривая Кринакла «IEF Neutral» 2023 года, отличается от первой очень плавным подъёмом на саббасе до 2,7 дБ (там еще разница на промежутке 1-3 кГц, но всего 2 дБ);
- VSDF – кривая компании Moondrop. Получена, насколько я понимаю, из конвертации кривой диффузного поля со стенда B&K 5128 под стандарт IEC711. Плюс – также добавлен небольшой подъём на саббасе.
Все три кривые принципиально похожи, разница заключается в величине подъёма на 3 кГц и скорости спада высоких частот.
Meta 2024:
Целевая кривая, полученная из измерений диффузного поля на B&K 5128 (ΔJM1), к которой добавили саббас. Это как бы последнее модное веяние в целевой настройке наушников. На слух вполне себе ничего, съедобно. Желающих ознакомиться подробнее – прошу сюда.
Отмечу важное: выше речь идет о моделях, а любые модели – это редукция материальной реальности. Наушников, которые бы до сотой децибелла соответствовали хоть какой-то целевой кривой, априори не существует. Мы всегда имеет дело с колебаниями вокруг каких-то значений. Более того, бывают случаи, когда в принципе сложно понять, как оценить звук модели по графикам (см. измерения AFUL Explorer, Performer и т.д.). Тогда вам остается либо ориентироваться на мою субъективную оценку, либо пойти и послушать самостоятельно.
FAQ
Q: А почему я не вижу в рейтинге наушников таких-то?
A: Потому что:
- либо я отсек их в процессе выбора, основываясь на измерениях (смешной пример),
- либо послушал, померил, но они не стали лучшими в какой-либо категории,
- либо я про них вообще не знаю, такое тоже бывает.
Q: А мне ваш рейтинг не нравится, он неправильный, я с ним не согласен!
А: А тогда идите и составьте свой собственный. В мой блог носить свое недовольство моим же блогом не следует.
Q: Вы написали, что наушники ХХХ тёплые, а они на самом деле холодные!
А: Не «на самом деле», а «вам кажется, что». А я написал про то, что кажется мне, и подтвердил это измерениями. Далее – см. предыдущий вопрос и ответ на него.
Q: У вас написана одна цена, а сейчас другая!
A: Цены постоянно меняются, поэтому обновлять их смысла нет. Главное — что не меняется соотношение цен в группе (горизонтально) и относительно более дешевых и дорогих моделей (вертикально). То есть положение наушников в таблице рейтинга остается неизменным.
Q: На вашем сквиге тыкаю на измерения, а он пишет ошибку…
A: Напишите, пожалуйста, где не работает – я исправлю.
Q: Можно вам прислать наушники XXX на замер?
A: Если у меня нет их измерений, буквально нужно. Пожалуйста, напишите мне на почту, мы договоримся о деталях.
1. Лучшие внутриканальные наушники по версии Boizoff.com от 0 до 70000 ₽
Пояснения — в следующем разделе.
2. Подробнее про наушники, которые я считаю лучшими
2.1 Категория «0-500 ₽»
KZ Dawn: самые дешевые приличные наушники на свете, что я смог найти. Они настолько дешевые, что даже кабель от них отцепить нельзя. Тёплый бассхедный звук, зато нет характерной даже для более высокого ценового сегмента «ямы» около 10 кГц, да и вообще высокие подаются без пиков и провалов.
2.2 Категория «500-1000 ₽»
TRN MT5: имеют очень активный верх, который может смутить иных слушателей, но в целом по звуку все очень неплохо. Отличные компактные металлические корпуса и худший кабель из виденных мной вообще.
KZ EDC PRO: стандартные корпуса KZ нижнего ценового сегмента, много баса и саббаса, зато относительно ровный «верх» и умеренного размера резонанс на 11 кГц.
TIN HiFi C0: толстые корпуса, слишком мягкие штатные амбушюры (хлюпающие в ушах при ходьбе), предельно дешевый несменный кабель. На поиск приемлемой посадки придется потратить некоторое время, и не факт, что в конце концов получится подобрать удобное положение. Но звук-то — хорош, черт возьми. Полное отсутствие узких пиков и провалов, точно выдержанная середина, придушенный саббас, но чуть приподнятый бас. Получается чуть теплая, но в целом сбалансированная нейтральная подача. Строго рекомендуется сменить амбушюры — CP100, KZ Starline, Whizzer ET100AB, что угодно, только не комплектное недоразумение. Я бы взял TRI Clarion, перевернул бы C0 в заушную посадку, и вот уже после по-настоящему кайфовал от их звука.
2.3 Категория «1000-1500 ₽»
А тут у меня пусто – не могу посоветовать ни одни из услышанных мной наушников в этой ценовой категории.
2.4 Категория «1500-2500 ₽»
Примерно с этого места уже можно говорить про серьезный звук.
KBEAR KB01: компактные универсальные корпуса, гладкий верх, чуть раздутый бас. Все деньги ушли на звук, и он выдающийся. KB01 можно запросто носить под тесной шапкой зимой и даже спать в них.
Truthear Gate: в смешные прозрачные корпуса у производителя получилось запихать чуть тепловатую, но все же близкую к нейтральной подачу. Звуководы короткие, могут понадобиться амбушюры подлиннее. У меня было два сэмпла – меряются совершенно одинаково, что вселяет надежду в плане минимальной разницы между экземплярами.
Celest (Kinera) Wyvern Abyss: чуть более басовиты, чем того требует Харман, зато нет пика на 11 кГц, а 6 кГц никогда не замучают слух пользователя. Красивые фактурные корпуса. Есть Pro-версия с выносным микрофоном, даже с ветрозащитой. Подарок для начинающего офисного аудиофила или любителя компьютерных игр.
Tangzu Wan’es SG Studio Edition: очень аккуратно настроенный, широкий светлый звук. «Взрослые» корпуса хитрой формы.
MOONDROP Quarks 2: несменный кабель и Type-C-разъём (и микрофон), неказистый внешний вид, зато – феноменально гладкий на «высоких» звук, а также общая сбалансированность подачи, которая на слух воспринимается как нейтральная. Рассчитаны на ношение проводом вниз, но можно привычно закинуть его за ухо. И пусть вас не обманывает сеточка на задней стороне корпуса, наушники закрытые. Могут понадобиться более длинные амбушюры.
2.5 Категория «2500-5000 ₽»
EPZ G10: название модели не говорит ни о чем, поэтому предлагаю запомнить G10 как «наушники с фонариком». Ультрафиолетовый фонарик и правда идет в комплекте, потому что если чуть-чуть посветить на корпуса, они будут светиться в темноте некоторое время. Модель позиционируется как игровая (её «серьезная» версия — EPZ Q1 Pro, отличается только расцветкой фейсплейтов и отсутствием комплектного фонарика; по звуку они идентичны), но имеет отличную «гладкую» настройку, которая чуть-чуть подчеркивает верх и одновременно скрывает саббас. Отдельно похвалю небольшой размер и предельно универсальную форму корпусов.
Celest (Kinera) Pandamon 2.0: милейше выглядящие кругленькие наушники, в звуке которых выражены середина и бас. Но – очень аккуратно, поэтому подачу склонен характеризовать как тёпло-нейтральную. Форма корпусов универсальная. На распродаже в подарок давали микроЦАП, тоже кругленький.
Kefine KLEAN (серебряный фильтр): с черным фильтром звук приобретает неприятный крикливый оттенок, а вот серебряный делает подачу комфортной и «тёплой». Одна из лучших реализаций такого сорта настройки за очень смешные деньги. Корпуса металлические, эргономика универсальна. Два имеющихся у меня экземпляра измеряются практически «один в один».
CCA Rhapsody (с настройкой 1001): из всех 16 настроек, которые дают 4 2-позиционных переключателя, я рекомендую именно «1001». АЧХ становится близкой к хармановской целевой кривой, за исключением баса – его больше — и большого подъёма на 8 кГц. Больше информации – в моем большом обзоре.
Aoshida E20: выпущенная под руководством Letshouer Audio, E20 имеют невероятно «хлесткий» и «быстрый» (то есть отделенный от баса) саббас, а также точный детальный «верх». Верха больше, чем предлагается хармановской кривой, но звук не режет слух и не имеет никаких паразитных оттенков. Внимание: E20 должны быть нормально усажены в ухе, то есть корпус должен касаться ушной раковины! Это очень важно! Наушник не должен болтаться на амбушюре. Если это правило не выполнено, вы получите мерзотный звеняще-песочащий ужас. Сделаете все правильно — получите одну из лучших присветленных настроек вообще, вне зависимости от стоимости. Совет в части амбушюр: Whizzer ET100AB (писал про них тут). E20 — моя новая личная бюджетная любовь.
2.6 Категория «5000-7000 ₽»
Simgot EA500 LM (золотой звуковод с красным колечком): вы слушаете Моцарта, Placebo, Manu Chao или Vesta – без разницы. EA500 LM делают из любой музыки Rammstein. Любой материал звучит напористо-агрессивно, звонко и ударно. Единственное, чего EA500 LM не умеют, это дать слушателю возможность отдохнуть.
TRUTHEAR×Crinacle ZERO: RED: писал про них обзор, поэтому совсем коротко: они охренительные. Смущает только разница между экземплярами: моя практика показывает, что она может быть прям большой.
2.7 Категория «7000-10000 ₽»
Shanling TINO: очень удобные небольшие корпуса c красивыми плейтами, гламурный кабель со сменными разъёмами. В звуке акцент сделан на середине и верхних частотах. И это мало у кого получается реализовать нормально. А вот у Shanling в модели TINO получилось. Не надо бояться этих пиков на графике, лучше послушайте их вживую.
Simgot EM6L: АЧХ этих наушников будто целиком сдвинута вправо относительно кривой хармана. Обычно такие эксперименты заканчиваются плохо: подача получается тонально недостоверной, то есть слушаешь музыку, но звучит все как-то… не так. У EM6L такой проблемы нет, просто звук стал несколько «тоньше» и «светлее» обычного, что приводит к ощущению сбалансированности подачи. Не фанат этой модели, но наушники от этого хуже не становятся, они отличные.
Rose Technics Star City 5 Pro: моя личная особая тайная любовь. Наушники, заслуживающие гораздо большего внимания обзорщиков, чем они имеют по факту. Очень универсальные корпуса интересного дизайна, рассчитанные на глубокую посадку. Комплектный(!) микроЦАП. Звук – нейтрально-тёплый. Тут нет выраженно лупящего саббаса или яркого «верха» — тут всё про баланс и ясную середину. В интернете можно встретить две версии, старую под MMCX, и новую под 2-pin.
Truthear HEXA: практически нейтральные для моего уха наушники, HEXA имеют очень универсальные корпуса (хотя на вид и не скажешь) и очень приятную, естественную «середину». Подробно – в обзоре.
2.8 Категория «10000-15000 ₽»
Truthear NOVA: флагман компании Truthear, NOVA играют невероятно хорошо – сбалансированно, широко и т.д. Придраться к звуку сложно, даже если захотеть. Зато можно посетовать на странноватую форму крупных корпусов и царапающие кожу (потому что они слишком короткие) заушины.
2.9 Категория «15000-20000 ₽»
Binary Acoustics× Gizaudio Chopin: одни из лучших наушников с V-образной подачей вне ценовых категорий. Неказистый внешний вид и идиотскую коробку действительными недостатками считать не могу. А вот отлично сбалансированный, прямо «злой» звук, протяженные высокие частоты, универсальные в части посадки небольшие корпуса – это безусловные плюсы. Читайте обзор.
Kiwi Ears Quintet: очень аккуратно настроенные наушники для тех, кому хармановская подача кажется чуть крикливой, кому хочется больше теплоты в звуке, но без потерь всех остальных качеств звука.
Meyr Audio SLIIVO SL41 MK2: мета-тюнинг с дополнительным акцентом на саббасе и протяженными техничными верхами. Тюнинг опасный, на грани в смысле интенсивности высоких, но у производителя получилось. Наушники отлично показывают себя в инструментальной и электронной музыке, а также играх. Во всех остальных жанрах — просто очень хорошо. В металле — плохо.
2.10 Категория «20000-25000 ₽»
PULA ANVIL114: те самые «новые наушники с драйвером костной проводимости». Не первые, впрочем. Очень крупные корпуса, которые ощутимо резонируют после щелчка ногтем, будто внутри есть пружинка. Звук – комфортный, под стать Star City 5 Pro (см. п. 2.7), тёплый, но с выраженным «верхом». По сравнению с нейтральной кривой у ANVIL114 больше баса и «верха» около 8 кГц. По сравнению с харманом – недостает саббаса и середины. На слух же такая подача воспринимается как V-образно-тепловатая, но с выраженными высокими частотами и широкой сценой. Ну и, видимо за счет этого драйвера костной проводимости, ANVIL114 умеют играть очень низко. Очень. Тут можно почувствовать, что такое 10 Гц – это когда вы глохнете 10 раз в секунду. Иные наушники так не умеют вообще, в принципе. В комплекте — гламурный кейс, гламурный кабель и 12 пар амбушюров, мое почтение.
2.11 Категория «25000-30000 ₽»
А тут у меня опять ничего нет. Ни Performer 5+2, ни Hype 2, ни тем более Concerto я не могу назвать хорошими наушниками, и уж тем более лучшими.
2.12 Категория «30000-50000 ₽»
Moondrop Variations: наушники, про которые я и могу только сказать, что они звучат «как надо». В их звуке все хорошо, все правильно, все сбалансированно, всех частот ровно столько, сколько необходимо. Из вообще всех внутриканальных моделей, что я слышал, Variations лично мне нравятся больше всего.
2.13 Категория «50000-70000 ₽»
Hisenior Mega5-EST: тепловато-нейтральные наушники, настроенные по последней моде. Никогда не раздражают слух, прекрасно подходят для соревновательных игр. Только что с креплением коннекторов кабеля чуть-чуть не получилось. Посадка также несколько спорная. Писал про них большой обзор, повторяться не хочу.
3. Про все остальные наушники, что я вдумчиво послушал и померил
Наименование модели | Чем модель плоха |
---|---|
7HZ G1 | Из-за чрезмерного пика звуком G1 можно пытать людей. |
7HZ x Crinacle Zero 2 | Все было бы не плохо, если бы не очень специфическая форма корпусов, короткий звуковод, а также наличие лишенных этих недостатком и просто лучше звучащих конкурентов: KBEAR KB01 и Truthear Gate. |
AFUL Audio Explorer | Для нейтральной настройки у Explorer слишком много баса, для тёплого звука и даже хармановской кривой — не хватает середины и верха. Многие называют это «комфортной настройкой». Я называю это «ошибочным тюнингом». |
AFUL Audio Performer 5+2 | Все тот же «AFUL house sound», у которого «снесло крышу»: от 2 до 6 кГц АЧХ плоская. Как итог — тембральная недостоверность, неполноценность звука. За 25000 ₽, серьезно?! |
Celest (Kinera) Rue | Наверное, Rue можно назвать бассхедными наушниками. Но я бы охарактеризовал звук Rue как неполноценный. Собственно, посмотрите на график АЧХ, он прям выразительный. |
CKLVX CK-D62 | Все портит резкий акцент на 13 кГц. А рядом, в той же ценовой категории — отличная ANVIL114. |
CLAVELON DELTA | Специфическая форма корпусов, не способствующая глубокой удобной посадке, а также просто ошибка тюнинга — пичище на 14,5 кГц. Этот пик есть, он слышен, и он сильно мешает. Извините, но такие фокусы за 10000 ₽, это не комильфо в 2024 году. |
DUNU x Gizaudio DaVinci | |
Etymotic ER2XR | Иногда так бывает, что эргономика губит наушники. |
Fiio x Crinacle FHE: Eclipse | |
Hane Arpegear | Свичи работают и даже существенно меняют звук, но во всех вариантах звуку не хватает то верха, то низа, то… как ни щелкай свичами, осознанную настройку у Arpegear сформировать не получается. И это при цене, равной Truthear NOVA. |
Hidizs MS1-Galaxy | Гудящий бас идет под руку с невыразительной серединой; впереди — одинокий Эверест на 8 кГц. Несбалансированная до абсурдности подача. |
Hidizs ST2 Pro | Просто посмотрите на график АЧХ в области 8 кГц. |
Inawaken Dawn MS | В этих наушниках все прекрасно, кроме контекста: 4500 ₽ за такой звук кажутся не адекватными при наличии более дешевых Gate и G10. |
INTUAURA Reference 2019 | Настройка этой модели должна была точно попасть в хармановскую кривую, но- промахнулась: высокие режут слух. |
Kiwi Ears Melody | Шелестяще-звенящее недоразумение. |
KZ Castor (Harman) | |
KZ Castor PRO (Harman) (1100) | |
KZ Saga | Saga — это EDC Pro в металлическое корпусе. И вдвое дороже. |
KZ Vader (HiRes version) (0110) | |
KZ ZSN Pro 2 | Очень много не очень аккуратно поднятого верха. |
Moondrop Chu | Сняты с производства. |
Moondrop Chu 2 | Можно было бы рекомендовать, если бы не KB01 с более аккуратным верхом. |
Moondrop Concerto | Модель-раритет, снятая с продажи сразу после выхода. Настройка звука «сломана» полностью: бас бьет по голове кувалдой, верхние частоты пилят и свистят. Купившие — не спешите выкидывать! Лет через 10 идиоты будут охотиться за ними, как сейчас бегают за MDR-R10. |
Moondrop LAN | |
MOONDROP May | Сам по себе тюнинг (пресет Standard) не представляет собой ничего особенного за те деньги, что просят за May. А работа с остальными пресетами осложнена, потому что Moondrop не умеет писать нормальный софт. Получается, что как «просто наушники» с одной единственной настройкой они переоценены, а как наушники с полноценным DSP — просто не работают. |
QKZ HBB | HBB — это «пере»-наушники. Перебас с недосерединой и пиком на 8 кГц. Лучше Rue, но хуже EDC Pro. |
Simgot SuperMIX 4 | Очень достойный тюнинг портит единственная особенность — противный, неестественно звучащий диапазон после 10 кГц. И форма корпусов удобная, и кабель красивый, но… обидно прям. |
Sivga Que | Проблема Que, строго говоря, в том, что в это мире существуют другие наушники. На уровне «коней в вакууме» Que хороши. Но в реальности есть Wyvern Abyss или G10, которые стоят дешевле, я звучат лучше. |
Symphonium Audio Meteor | |
Tanchjim OLA | Если (если!) у вас получится хотя бы мало-мальски удобно усадить крошечные угловатые корпуса OLA в ушах, вы не услышите практически ничего, кроме сибилянтов. |
TANGZU Wan’er S.G | Уберите от меня руки! Это хорошие наушники, я не спорю! Дело в том, что с тех пор, как появились Wan’er SG, вышла еще куча отличных моделей, среди которых Wan’er откровенно затерялись. Например, Wyvern Abyss. |
THIEAUDIO Hype 2 | |
TINHIFI T2 DLC | Провал на 10 кГц и пики после 10 кГц портят в целом неплохую картину. |
WHIZZER BS1 | Неестественный звук, главная проблема которого — провал около 3 кГц, но акцент на 2,4 кГц. Промазали мимо первого резонанса слухового канала, короче говоря. За что и поплатились — BS1 звучат попросту неестественно. |
Zhulinniao Qingluan Z4 | Избыточно яркая, неприятно звонкая подача. Выглядят Z4 прекрасно, тут не поспоришь. Вот бы и звучали они под стать. |
Ziigaat Cincotres | |
Ziigaat Doscinco |