Обзор TWS-наушников Fiio FW5. Ох…
Мне часто пишут: «А когда будет обзор наушников таких-то?». И обычно это какие-то сложнодоставаемые модели, типа ZMF Caldera или Mod House Tungsten. Про одну модель спрашивают особенно часто – Fiio FW5. Модель не то, чтобы редкая, но я как-то не собирался её покупать. Спасибо подписчику Павлу, который прислал мне её на обзор.
Поэтому сегодня будет про Fiio FW5, небезынтересные TWS-наушники стоимостью около 10000 р. Модель не новая, появилась в декабре 2022 года, но многие до сих пор считают её просто лучшей среди всех беспроводных «затычек».
Комплект
Уже только по размеру коробки, в которой поставляются наушники, можно с уверенностью заключить: комплект богатый.
Вместе с наушниками и кейсом для зарядки производитель положил:
- 6 пар амбушюров, из которые 3 пары – это просто стандартные («Balanced») амбушюры, а еще 3 – фирменные HS18;
- кабель USB Type-A -> USB Type-C;
- щеточку для чистки;
- бумажки.
Достойно, но пенные амбушюры могли бы и добавить.
Конструктив, сборка, технологии
В каждом наушнике установлено по одному 10-миллиметровому динамическому и по 2 арматурных драйвера. Первый «отвечает» за нижний и средний частотные диапазоны, тогда как вторые – за верхние частоты. Управляют этими драйверами ЦАПы AK4332. Для обеспечения FW5 возможностями гарнитуры в наушники поместили по 2 микрофона. Питается каждый наушник от аккумулятора CP1254AA (3,7 В).
Наушники крупные, они выдаются из ушной раковины на добрые 3-5 миллиметров. Вот так они выглядят в сравнении с Sony Linkbuds S.
Большой объём корпуса позволил разместить на нем аппаратные элементы управления – две кнопки; тач-сенсоры в конструкции FW5 не используются.
С обратной относительно кнопок стороны расположены отверстия для микрофонов.
На задней части расположены фигурные решетки, а также одноцветные индикационные диоды.
Изготовлены и собраны наушники аккуратно, корпуса не имеют зазоров и люфтов, а пластик достаточно стойкий к царапинам, не маркий.
Аппаратно-программная функциональность
Примечание: при написании обзора использовалась прошивка версии 1.6. У многих пользователей возникли проблемы с этим обновлением. Для того, чтобы все прошло гладко, необходимо скачать и установить приложение FiiO Control версии 3.8, затем скачать файл с самой прошивкой, а затем выполнить локальное обновление, выбрав файл прошивки из хранилища смартфона. Дальше можно спокойно обновить приложение через Play Store. Чтобы вы не тратили время на поиск, выложил приложение и прошивку для вас тут.
Основной экран приложения отображает состояние наушников и предоставляет доступ к базовым настройкам.
Не буду объяснять, за что отвечают ползунки и переключатели, ибо названия говорят сами за себя. Начиная с прошивки 1.6 для выбора доступен кодек LDAC в дополнение к AAC, aptX и LHDC.
На вкладку «Audio» вынесен ряд простейших настроек звука.
Самое интересное скрыто под пунктом «Эквалайзер»:
Здесь мы получаем доступ к трём пресетам от производителя, а также трём пользовательским настройкам:
И если пресеты от производителя изменять нельзя, то пользовательские настройки – это полноценные настройки для параметрического эквалайзера.
И вот логику их работы я бы хотел разобрать отдельно.
По умолчанию пользователю доступны 10 точек, для каждой из которых можно задать частоту, тип, добротность и усиление. Типы: «колокол», низкочастотная и высокочастотная полка. По умолчанию, пока ничего не трогаешь руками, для всех точек установлен тип «колокол» и добротность 0,71. Отдельно отмечу, что пользовательские настройки эквалайзера (как и все остальные настройки) сохраняются в память самих наушников, что очень и очень круто.
Еще есть настройки фильтров, но это баловство, в данном случае.
О том, как это все работает, расскажу ниже.
Эргономика, опыт эксплуатации
Аппаратная часть
Основной вопрос: удобно ли сидят наушники в ушах при учете крупных корпусов? Да, в моих ушах – удобно, хотя и не очень надежно. Корпуса занимают значительную часть внутреннего пространства ушной раковины и как бы «лежат» внутри нее. Таким образом, FW5 держатся в ушах не за счет плотной посадки внутри слухового канала, а за счет опоры на противозавиток, противокозелок и козелок:
Наушники не давят, не жмут и вообще никак не мешают. Понятно, что ношение FW5 под плотной шапкой и уж тем более сон на боку с ними совершенно исключен.
Кнопки – тоже нормальные, нажимаются удобно, с упором большим пальцем в нижнюю часть корпуса наушника. Нажимаются с отчетливыми щелчками, кстати.
Наушники работают предсказуемо, что очень важно: стабильно подключаются к источнику сразу после открытия кейса, стабильно попадают на контактные площадки внутри кейса за счет встроенных магнитов, не имеют тенденции к самопроизвольному разряду.
Теперь о плохом.
FW5 полностью лишены возможности настройки управления. Заложенная производителем схема интуитивна и в целом достаточна (при откровенно скудной функциональности самих наушников оно и не мудрено), но, например, нет способа переключаться между настройками эквалайзера кнопками – только через приложение.
И вот тут перейду к дополнительной функциональности: реализован режим акустической прозрачности. Всё, больше ничего нет. Ни автопаузы, ни автоматического включения/отключения акустической прозрачности. Ну хоть мультипоинт на 2 устройства есть, и на том спасибо.
Программная часть
Перевод, заглавные и строчные буквы и пр. Я не буду заострять внимание на этих кривостях, потому что… от китайского производителя большего и не жду. Вот у Moondrop, например, получается еще хуже.
Функциональных недостатков и странностей тут с лихвой. Заряд кейса не отображается в приложении, для определения уровня батареи можно использовать только диоды на поверхности кейса.
При переходе «назад» из модуля эквалайзера приложение часто выкидывает пользователя на экран входа; приходится по новой делать несколько тапов.
При запуске приложения появляется загадочное пустое уведомление от FiiO Control:
Ползунок громкости в приложении, на вкладке Audio – это аппаратная громкость усилителей. То есть, по-хорошему, надо максимизировать программный уровень громкости в мобильной ОС, а затем, при необходимости отрегулировать звук, лазить в приложение FiiO Control. Что не очень удобно, мягко говоря.
Кодек LDAC. Фактически, он не рабочий: прерывания и искажения звука случаются даже тогда, когда источник лежит прямо перед вами на столе, а вы за этим самым столом сидите. Ситуация одинакова при использовании S23 Ultra, S23, Hiby R5 и Hiby R6 Gen III – я честно проверил. И при использовании aptX ситуация лучше, но не радикально; прерываний меньше, но они есть. В целом, связь с наушниками я бы назвал нестабильной.
Замечу, что с 04.2020, когда появилась первая версия приложения FiiO Control (версия 1.2, если быть точным), до текущего момента, вышло 26 обновлений. И даже через 26 обновлений в приложении все еще остались очевидные и мешающие жить баги.
До стабильности приложения Sony, например, или Soundcore – пока как до луны.
Выбор амбушюров
Со штатными амбушюрами у меня «подружиться» не получилось.
Фирменные FiiO HS18 оказались очень тонкими и мягкими, они так и норовят сплющиться или отогнуться при малейшем движении наушника в ухе. Ну и звукоизоляция страдает категорически.
Второй набор амбушюров – которые «Balanced» – в мои уши «садится» лучше, они чуть потолще, но все равно назвать их удобными я не могу.
Фокус в том, что FW5, это не совсем «внутриканальные наушники». Они имеют достаточно короткий звуковод, не позволяющий разместить их глубоко в ушном проходе. То есть амбушюры должны быть объемными, круглыми, чтобы обеспечить звукоизоляцию без значительного погружения внутрь головы, так сказать. FW5 конструктивно близки ко «вкладышам» в этом смысле.
Поскольку наушники имеют сравнительно «толстые» звуководы, очевидные рекомендации для таких случаев:
- TRI Clarion;
- TENNMAK Turbo;
- JVC Spiral Dot.
Причем я бы советовал выбирать на один размер больше тех, что вы обычно используете. Лично мне удобнее всего было с JVC Spiral Dot.
Достаточная плотность, отсутствие сужений и крупный размер – рецепт выбора правильных амбушюров для FW5.
Краткие технические характеристики
Конструкция: внутриканальные закрытые.
Драйверы: 1 динамический, 2 арматурных.
Вес одного наушника: 6,4 г.
Вес кейса с наушниками: 57 г.
Версия Bluetooth: 5.2.
Пылевлагозащита: IPX4.
Протоколы передачи звука: SBC, aptX, aptX Adaptive, LHDC, LDAC.
Время работы наушников*: около 7 часов без использования эквалайзера.
Время зарядки кейса: 1 час 40 минут.
Измерения и субъективное восприятие звука
Обычно я разделяю измерения и субъективную оценку, но в данном случае говорить о них одновременно будет сильно проще для правильного восприятия текста.
Если выключить эквализацию в приложении и надеть амбушюры FiiO HS18, мы услышим «чистый» звук FW5. Вот такая АЧХ:
Собственный почерк FW5 меня откровенно расстроил. Звук грязно-басовитый и невероятно резкий, особенно на большой громкости. И эта резкость, она «синтетическая», будто дело не в настройке частот, а в некорректной нагрузке то ли на усилитель, то ли еще в чем-то «аппаратном». Ниже поговорим об этом подробно.
Включаем эквалайзер «Поп»:
Еще больше саббаса, еще больше провалена середина.
Переходим к настройке «Классика»:
Компания FiiO называет «классикой» тюнинг с охерительно сильно задранным саббасом и верхами.
Настройка «Harman curve»:
Хармановская кривая выглядит не так, мягко говоря.
И да, я перемерил FW5 с balanced-амбушюрами – существенно ничего не меняется.
По итогам получается, что лучшим из предложенного производителем оказывается звук FW5 без какой-либо эквализации. Лучшим по сравнению с остальными вариантами, подчеркиваю.
В исходном варианте звук FW5 близок к хармановской кривой, но есть нюансы:
- «Провал», который должен достигать максимума на 200 Гц, сдвинут вправо, на уровень 750 Гц. Что дает отодвинутую от слушателя виртуальную сцену, а также бубнеж на басе, так как последний налезает на средние частоты.
- Пик размером с Эверест на 14 кГц. Напомню, что измерительные стенды стандарта 60318-4 не точны после 10 кГц. Однако на слух этот пик есть, и еще как есть. Его положение будет зависеть от глубины погружения наушника в слуховой канал, но сама по себе эта гора никуда не денется.
Очень резко и грязно звучит область от 4 до 8 кГц. Звучит настолько неестественно, что я заподозрил неладное и запустил Arta.
Синус на частоте 4 кГц:
Синус на частоте 7,5 кГц:
Синус на частоте 2,7 кГц:
После ряда измерений картина стала проясняться: пиковые искажения находятся как раз в области 4 кГц и практически исчезают к 10 кГц. На 4 кГц разница в уровне основного сигнала и гармоник составляет всего 43 дБ, это очень мало. То есть искажения слышны, и они дают ощущение «грязного» звука, о котором я писал выше.
А еще через несколько вечеров, прошедших за замерами характеристик FW5, пазл сложился окончательно. Вышеприведенные замеры были проведены при следующих настройках громкости:
- 32 единицы в приложении, то есть это максимальная громкость усилителей.
- 80% программной громкости в плеере FiiO R6 Gen III.
Через эксперименты стало очевидно, при каких настройках дельта между сигналом и гармониками превышает минимально приемлемые 60 дБ:
- 22 единицы в приложении;
- 100% программной громкости.
И это довольно тихо по моим меркам. Громкость более-менее достаточна для домашнего прослушивания, для тихой обстановки, но в условиях даже нешумной улицы и тем более метро это откровенно тихо.
Ну и ряд дополнительных измерений. Баланс левого и правого канала, отличный:
Кумулятивный спектр, с резонансами:
Также мне стало интересно, откуда взялась «ступенька» около 80 Гц, которую можно увидеть на измерениях выше. Это амбушюры HS18. Вот так будет выглядеть АЧХ с пенными амбушюрами, например:
Кривоватая АЧХ, резонансы, искажения… Могут ли чем-то порадовать слушателя FW5?
Да, могут, могут порадовать звуком, но после эквализации.
Рекомендации по эквализации
Параметрический эквалайзер – изюминка этих наушников. 10 точек, для каждой из которых можно задать частоту, тип, добротность и усиление. Замечу важное: в части именно эквалайзера программное обеспечение работает отлично. Настройки корректно сохраняются, переключаются, все работает. А не как у некоторых.
Как нормально пользоваться этой функциональностью:
- Открываете https://squig.link/
- Берете измерения FW5. Можно взять мои, можно взять любые другие с того же squig.link.
- Находите в базе целевые наушники.
- Переключаетесь на вкладку «Equalizer».
- Нажимаете кнопку «Upload Target» и выбираете файл с измерениями. На графиках должны отобразиться две кривые – АЧХ целевых наушников и АЧХ, загруженная из файла.
- Нажимаете кнопку «AutoEQ» и через несколько секунд видите настройки эквалайзера, например для Truthear HEXA:
- Preamp: -3.0 dB
- Filter 1: ON PK Fc 86 Hz Gain -3.2 dB Q 0.500
- Filter 2: ON PK Fc 1000 Hz Gain 2.7 dB Q 0.600
- Filter 3: ON PK Fc 2500 Hz Gain -3.0 dB Q 2.000
- Filter 4: ON PK Fc 3600 Hz Gain 1.7 dB Q 2.000
- Filter 5: ON PK Fc 4900 Hz Gain -5.8 dB Q 2.000
- Filter 6: ON PK Fc 5300 Hz Gain -3.9 dB Q 2.000
- Filter 7: ON PK Fc 6800 Hz Gain 8.0 dB Q 1.900
- Filter 8: ON PK Fc 11000 Hz Gain -5.7 dB Q 1.200
- Filter 9: OFF PK Fc 0 Hz Gain 0.0 dB Q 0.000
- Filter 10: OFF PK Fc 0 Hz Gain 0.0 dB Q 0.000
Дальше – просто вводите руками эти настройки в приложение.
Нюансы:
- Пик АЧХ FW5 на 7 кГц в вашем конкретном случае может сместиться влево или вправо, потому что зависит от глубины погружения наушника в слуховой канал. Не только от этого, но на 80% именно от этого. Поэтому воспользуйтесь ползунком Tone generator на той же вкладке Equalizer и выясните, где этот самый пик находится у вас. И скорректируйте настройки эквалайзера соответственно.
- Выбирайте нормальные измерения. Нормальные – это хотя бы такие, которые более-менее совпадают с другими измерениями этих же наушников, сделанных на стендах того же стандарта.
- Точного совпадения всё равно не получится, потому что стенд – не ваше ухо. Вот тут я писал про это подробно, начиная с п. 2. Но совершенно точно получится достаточно близко.
При помощи такой продвинутой эквализации, которая реализована в FW5, из звука этих наушников вполне получается слепить что-то удобоваримое. Я попробовал подогнать звук под HEXA, Project Red, May, Chopin, и, имея все эти наушники на руках, готов заявить, что полного сходства нет, но при любой такой эквализации FW5 звучат лучше и интереснее, чем в своем первозданном виде.
Итого
Я не знаю, за что похвалить FiiO FW5. Наушники не могут похвастаться ни отменной эргономикой (с комплектными амбушюрами), ни стабильностью связи при использовании условных HiRes-кодеков, ни обилием функций, ни звуком.
Серьезно, я не понимаю, откуда столько восторгов.
Посоветовать FW5 могу только тем, кто специально искал наушники с продвинутыми возможностями эквализации.
Брать или не брать: не вижу никакого смысла.
P.S. Прямо сейчас, на aliexpress дают за 7500.