Обзор наушников Hisenior Mega5-EST. Живая классика
Количество наушников вокруг просто зашкаливает, одни только китайцы выпускают совокупно, кажется, по целой новой модели в день. Поэтому я начинаю еще строже придерживаться правила писать только про хорошие и очень хорошие наушники, а про плохие не писать. Потому что ну жизни же не хватит на все.
Немедленно это правило нарушу: сегодня будет не про хорошие, не про очень хорошие наушники, а про абсолютно выдающиеся, исключительные наушники – Hisenior Mega5-EST, гибридные внутриканальные «затычки». Обошлись мне в 53068 ₽ собственной стоимости + около 4500 ₽ налога. Итого – 57500 ₽.
Два слова о компании Hisenior и слове «febos»
Компания HISENIOR AUDIO была открыта в 2016 году в городе Чэнду под руководством Гарета Чана (Gareth Chan) и первоначально специализировалась на внутриканальных мониторах для музыкантов и аудиоинженеров. Первые наушники компании выходят под именем «Febos» — Febos FE3U, Febos T2 – а Twitter-аккаунт Hisenior имеет название «febosIEM», youtube-канал – «Febos IEM». «febos» расшифровывается как «feel the beauty of sound», «почувствуй красоту звука». Эта аббревиатура присутствует, кажется, на всех наушниках компании. Тем не менее, на официальной странице Mega5 никакого «febos» в названии нет. Предположу, что это первоначальный бренд, популярный среди музыкантов и аудиорежиссеров, от упоминания которого решили не отказываться.
Комплект
Наушники поставляются в крупной презентабельной коробке.
В комплект входят:
- наушники;
- провод WhiteWhale длинной 1,2 метра. Также продается отдельно, за $96;
- здоровенный защищенный кейс;
- 12 пар силиконовых и 2 пары пенных амбушюров;
- хитрая защелка-«крокодил» для крепления кабеля на одежде.
Отличный комплект, а таких кейсов я вообще никогда и не видел.
Кейс выглядит как изделие известной компании Pelican, он полностью пылевлагозащищененый и ударостойкий.
Внутри на крышке устроен тканевый карман с молнией, а донное отделение выложено плотным поролоном и разделено на три части, под кабель и каждый наушник в отдельности.
Нужен ли такой кейс для повседневного ношения или даже хранения наушников – нет, совершенно точно нет. Но радует, что даже если в процессе доставки коробкой с Mega5 будут играть в футбол, с самими наушниками гарантированно ничего не случится.
Технологические особенности, качество сборки
Набор драйверов в Mega5 следующий:
- 1 динамический драйвер с диафрагмой из биоцеллюлозы для нижних частот;
- 2 арматурных драйвера для средних частот;
- 2 EST-драйвера для верхов. EST – «Electrostatic Super Tweeter», — это электростатические супертвиттеры производства Sonion. Судя по картинке на сайте Hisenior, использована модель EST65DA01. Играют от 7 кГц и выше, аж до 80 кГц.
Корпуса наушников сделаны целиком из смолы и покрыты лаком.
Использованы 2-пиновые коннекторы. На задней части корпуса имеется компенсационное отверстие.
Наушники сделаны предсказуемо аккуратно, но не без огрехов. Например, если присмотреться, решетка звуковода приклеена кривовато. Об остальных огрехах – ниже.
Ну и про кабель:
- литцендрат, 290 отдельных жил, сплетенных в 2 кабеля калибра 24 AWG;
- посеребрение по технологии UP-OCC (Ultra-Pure Ohno Continuous Casting), тут можно ознакомиться с подробностями;
- коннекторы с обоих концов, понятно, позолочены.
Кабель называется WhiteWhale и продается на сайте производителя отдельно за $96. На коннекторе изображен, соответственно названию, белый кит:
На коннекторах со стороны наушников ясных маркировок левого и правого канала нет, только маленькая красная точечка с одной стороны:
В целом – приятный, удобный, мягкий и стильный кабель.
Эргономика
Посадка редких наушников вызывает у меня хоть какие-то вопросы; по существу, только на XM5 могу пожаловаться. Mega5 стали второй моделью, с которой мне пришлось перебрать почти все амбушюры из собственной коллекции, чтобы найти-таки подходящие варианты. Основной проблемой для меня стал толстый и длинный звуковод, который в случае Mega5 должен располагаться довольно глубоко в слуховом канале.
И это при том, что основная часть корпуса сделана будто точно по слепку моего уха, и «сидит» предельно комфортно.
Следующая особенность – 2-пиновые разъёмы на самих наушниках. Они сделаны так, что любой кабель почти сразу вылезает из него на примерно 1 мм. Вот так это выглядит через 5 минут ношения:
Я пробовал штатный WhiteWhale, свой обычный QoA RUM, Kinera Ace 2.0, NiceHCK JIALAI JLDT2 и JLY2 – все они делают это, вылезают из разъёмов на 1 мм. Это не критично, кабели не вываливаются из наушников совсем. Но все равно неприятно от осознания того, что кабель всегда как бы «не полностью воткнут».
Ну и вдогонку: крепление 2-пинового разъёма не имеет обычного углубления, что теоретически снижает надежность. А участок корпуса, на котором расположены два отверстия под пины, не плоский.
У меня пока все работает нормально, но риск деформации коннектора повышен.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 1 динамический + 2 арматурных + 2 EST
- Импеданс: 25 Ом.
- Чувствительность: 105 дБ.
- Коннекторы: классические 2-пиновые, 0,78 мм.
- Вес: 4 г (каждый наушник).
- Размеры звуковода:
Субъективное восприятие звука
Mega5 превращает прослушивание любого трека в приключение: невозможно угадать, что и в каком треке «вылезет», какой новый звук станет слышен. Mega5 ни в какой степени не являются аналитическими наушниками, напротив, они настроены предельно неагрессивно и мягко. На иных треках можно услышать звенящие 3-4 кГц, но это означает, что в самой записи на этом диапазоне сделан существенный акцент. Во всех остальных случаях наушники будто пытаются всеми силами не задеть слух пользователя. Основная магия скрывается в невероятно, фантастически точно найденном балансе всех частот (и это не хармановская кривая), а также потрясающе настроенном отрезке от 10 кГц и выше. Для моего уха свайп-тон на этом участке звучит совершенно ровно по громкости. То есть от 10 до 16,7 кГц (предел моего слуха) нет ни одного провала или подъёма. То ли это магия EST-драйверов, то ли внутреннего устройства наушника, но факт остается фактом – я буквально никогда в жизни такого не слышал.
Магия эта работает, кстати, не со всеми амбушюрами, о чем ниже.
И, тем не менее, у Mega5 получается одновременно быть неутомительными и информативными.
Общую подачу звука Mega5 я бы назвал так: чуть «тёплый» звук с предельно расширенным сверхвысокочастотным диапазоном. При этом наушники нельзя назвать светлыми, вообще совсем нет. Нельзя назвать нейтральными, потому что саббаса и баса да, навалено. Но совершенно точно звук Mega5 можно охарактеризовать как очень сбалансированный, вовлекающий и универсальный. В этом, я бы сказал, их главная особенность: всё, даже треки Инстасамки, прости господи, на них звучат хорошо. Не «правильно», а просто вот… так, что хочется слушать и слушать. Хоть Бетховена, хоть Dark Tranquillity (отличный новый альбом вышел, кстати), хоть Pink Floyd – любой материал будет звучать достоверно, масштабно и очень интересно что ли. Интересно настолько, что я переслушал за первую неделю использования почти всю свою музыкальную коллекцию, на которую уже год как смотреть без уныния не мог: казалось, надоела мне вся эта музыка, уже 1000 раз слышал. А вот поди ж ты.
Ну и насчет ширины виртуальной сцены и расстановки инструментов. Тут Mega5 могут поспорить не то что с некоторыми открытыми накладными наушниками, но, кажется, даже с многоканальными системами окружающего звука. Наушники всегда «сажают» слушателя посередине большой сцены, внутрь нее, расставляя инструменты вокруг, четко передавая местоположение и отдаленность каждого звука.
И если вы подумали про игры – вы подумали правильно: я бы запросто назвал Mega5 лучшими наушниками для соревновательных игр. Вообще лучшими, из всех любых других наушников любого типа. А прямо сейчас на столе у меня лежат Focal Utopia, Dan Clark E3 и еще всякое. Это настолько… «настолько другое», что мне стало не лень заправлять их в уши каждый раз перед каткой в PUBG или Arena Breakout Infinite. В сингловых проектах вы также получите массу удовольствия от звука, мягко говоря: Nobody Wants to Die я недавно закончил, и могу со всей ответственностью заявить, что никогда еще звук дождя не звучал в играх так хорошо.
Недостатки Mega5 диалектически проистекают из их же достоинств: наушники играют на 8 из 10 по всем параметрам, но ни на каком отдельном участке не достигают совершенства. Саббас – бывает и техничнее, и «быстрее», вон те же Binary Audio Chopin можно в пример поставить. Дальше идет рыхленький такой бас, которого чуть-чуть многовато. Середина (около 2,5 кГц) всегда отдалена от слушателя, ни в одном треке не возникает ощущения настоящей интимности голоса, «шепота в ухо». И в иной музыке этого не хватает. В итоге, чего-то конкретного где-то в подаче Mega5 может не хватать в конкретных треках.
Это все больше придирки, чем недостатки, но $500 стоимости – это $500 стоимости, извините.
Но с большой вероятностью вы все равно будете вынимать эти наушники из ушей только, грубо говоря, чтобы помыться и поспать, настолько несущественными, буквально невидимыми все эти «недочеты» становятся на фоне того, насколько завораживающе играют Mega5 в целом. Потому что Mega5 настроены так, что не могут утомить слух, вообще никогда. Мой рекорд – 12 часов к ряду без каких-либо жалоб типа «не могу больше слышать этот пилящий верх» или «замучил этот долбящий бас». И добавьте к этому совершенную неизбирательность к качеству записи. Даже «Lacuna Coil» в исполнении Mega5 можно слушать нормально, а это уже достижение само по себе.
А недостаток «середины» около 2,5 кГц можно, к слову, в некоторый степени скомпенсировать небольшим повышением общей громкости звука.
Измерения
Наушники подключались к RME ADI-2 DAC (IEM-выходу). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Сглаживание указано на графиках. Статья про стенды, графики и измерения наушников – тут.
АЧХ Hisenior Mega5-EST по сравнению с Хармановской кривой:
АЧХ Hisenior Mega5-EST по сравнению с нейтральной настройкой (Crinacle 2023 adjusted):
Отмечу важное: график АЧХ получен с амбушюрами EPZ, посадка – глубокая.
Как видно, Mega5 настроены гораздо более «спокойно» по сравнению с Хармановской целевой кривой, но имеют акцент на саббасе, если сравнивать с нейтральной настройкой.
На что хотелось бы обратить внимание:
- часть среднечастотного диапазона от 1 до 3 кГц просто прекрасная, но естественный акцент смещен вверх, с 2,7 кГц на 3 кГц;
- с 3 кГц и дальше мы видим образцовую настройку «по линейке». Напомню, что стенд стандарта IEC711 позволяет производить более-менее достоверные измерения до частоты 10 кГц, поэтому вам остается просто верить мне на слово.
Нелинейные искажения на 94 дБ громкости, всё чудесно:
Зависимость от источника
В процессе прослушивания наушники подключались к следующим устройствам:
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (IEM-выход) – небалансное подключение;
- Hiby R6 gen 3 (Gain – High, Amplifier Operation – Class A) – балансное подключение;
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (+13 дБ на линейном выходе) + Topping A90 (Medium Gain) – балансное подключение.
- Moondrop DAWN Pro (Gain – High) – небалансное/балансное подключение
Наушники не предъявляют каких-то невероятных требований к усилителю. Положа руку на сердце: Mеga5 нормально звучат от любого из вышеперечисленных источников, и звучат примерно одинаково. Выделяется только Topping A90, он делает звук темнее, и это портит общую картину. Но зачем подключать к A90 такие наушники – совершено не понятно.
Субъективно, больше всего звучание Mega5 мне понравилось от RME ADI-2 DAC fs (IEM-выход). Но отличить его от такового на Moondrop DAWN Pro или Hiby R6 gen 3 в слепом тесте я не смог.
Выбор амбушюров
Это будет первый раз, когда я буду прямо говорить о ясной зависимости звука внутриканальных наушников от амбушюров. А Mega5 нужны, прямо необходимы амбушюры с двумя свойствами:
- не сужающими звуковод, то есть не более узкими, чем звуковод;
- короткими, потому что посадка должна быть глубокой.
Если два эти свойства выполнены, то моими ушами и мозгами подача Mega5 начинает восприниматься как еще более сбалансированная: чуть сдувается саббас и подтягивается на место середина. И еще прибавляется ширины сцены.
В таком разрезе я нашел ровно три варианта:
- DIVINUS Velvet WB;
- EPZ;
- Zhulinniao Zhu Rythme.
Про все три уже писал тут.
Наиболее интересными по звуку и эргономичными для меня оказались EPZ. А еще они самые маленькие по внешнему диаметру, поэтому с ними наушники сели в уши предельно комфортно.
А вот любые амбушюры, которые имеют длинный или, хуже того, длинный тонкий звуковод, изменяют баланс частот Mega5 в сторону педалирования саббаса и баса, что наушникам совершенно не нужно.
Итого
Mega5 уже стали, или совершенно точно станут одними из наушников, с которыми будут сравнивать остальные модели еще долгое время. Это столп современного аудиофильского потребительского дискурса, настолько же значимый, как и Moondrop Variations, ZERO Red, Thieaudio Monarch или 64Audio U12t.
Главное, за что можно полюбить Mega5 – за полное отсутствие каких-либо выраженных особенностей («кренов» в плохом смысле этого слова) в звуке, сверхуниверсальную подачу, беспрецедентно сбалансированную настройку частот и неплохие совокупные технические качества. И добавим к этому очень широкую, глубокую и точно передающуюся виртуальную сцену, а также никогда не утомляющий звук.
Как такое могло получиться у небольшой компании, начинавшей с кастомных мониторов для музыкантов? То ли магия, то ли удача, не знаю.
И, замечу, ситуация повторяется: то, что стоило немыслимых денег, тысячи долларов еще лет 5-7 назад, теперь дают по $500. Это относительно много, но за такой звук – вообще по-божески. Что будут продавать за 500 долларов еще через 5-7 лет – страшно представить.
Об этой тенденции мы еще поговорим в будущем обзоре Moondrop Quark 2 DSP.
А вот над чем Hisenior совершенно точно необходимо поработать, так это над исполнением разъёмов для 2-пиновых коннекторов. Собственно, думать тут нечего, надо просто сделать «как у всех» — с плоским углублением и нормальной силой фиксации.
Брать или не брать: да, без раздумий. Если не понравятся, с продажей не будет никаких проблем.