Обзор Kennerton M12S (2021). Внезапно
English version of the article.
В 2007 Нассим Талеб написал книгу «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», в которой ввел понятие «событие типа „чёрный лебедь“». В его терминологии это такое событие, которое было непредсказуемо, но ретроспективно стало совершенно рационально объяснимо. Плюс имеет значительные последствия.
Это я к чему:
Не секрет, что все наушники Kennerton имеют строго вкусовую настройку, а сам производитель не раз заявлял, что на графики измерений мы стараемся не смотреть, а ориентируемся на собственный слух и субъективное понимание того, что и как должно звучать. Подход в целом себя оправдал и позволил Kennerton собрать вокруг своих наушников сообщество преданных фанатов.
И именно поэтому выход модели M12S ревизии 2021 года лично для меня стал совершенной неожиданностью. Ниже я постараюсь пояснить, почему я влюбился в эти наушники и считаю их одними из лучших среди всех актуальных моделей компании.
Внешний вид, сборка, технологии
Новые M12S внешне практически ничем не отличаются от модели 2020 года. В своей характерной манере, за которую я не перестану ругать производителя, Kennerton не нанес на бэкплейт никаких маркеров ревизии. Ну, я помогу своими кривыми руками:
Тем не менее, распознать новые M12S можно по двум признакам.
Первое отличие — это амбушюры.
Совершенно новые амбушюры, не использующиеся на данный момент ни в каких других моделях производителя. Они скошенные, имеют перфорацию из ровно 6 дырочек на задней стороне. Но, главное, они просто бесконечно мягкие. Толщина кожи составляет около 0,4 мм, а внутри амбушюра находится пена с памятью формы и специальный уплотнитель.
Больше не нужно подгибать оголовье, чтобы наушники плотнее прилегали к голове – за счет супермягких амбушюров M12S (2021) в любом случае примут правильную форму и будут соприкасаться с кожей головы даже при самом нежном прижиме. Если говорить о сравнениях с доступными мне наушниками, то фирменные амбушюры Focal Utopia или Meze Empyrean обладают чуть большей жесткостью.
Есть и нюанс: край ушной раковины (даже моих не сильно лопоухих ушей) чуть-чуть касается внутренней решетки наушника, потому как амбушюры не очень-то и глубокие. Практика показала, что на дистанции в 2-3 часа это не является проблемой, но при нахождении в наушниках 8-10 часов начинает мешать.
Второе конструктивное отличие – драйвер. В модели 2020 года это был 5-сантиметровый динамический драйвер с титановым напылением:
В ревизии 2021 года это армированный 4-сантиметровый драйвер с бумажной мембраной:
Иных отличий нет. То же самонастраивающееся оголовье, те же коннекторы.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: охватывающие закрытые, с динамическим драйвером.
- Импеданс: 33 Ом.
- Чувствительность: 112 дБ.
- Вес: 394 грамма.
Общий характер звука
Тонально точная, мягкая подача, лишенная акцентов в каких-либо областях слышимого частотного спектра. Чуть сдержанный, но именно сдержанный, а не редуцированный верхнечастотный диапазон. Отличная ровная середина и полноценный бас, плавно переходящий в саббас без резких подъёмов и спадов.
В общем, вы уже, кажется, догадались: Kennerton сделали наушники с нейтральным звуком. Как мы понимаем, нет никакого «настоящего нейтрального звука», поэтому выражусь точнее – близкие к IEF-кривой (см. статью про целевые кривые, рис. 14), что я позже продемонстрирую на измерениях.
M12S (2021) не дают адского панча, как Gjallarhorn JM, не звучат искристо, как Vali (2020), не обладают суровым басом, как Magni (2020). Они просто звучат нормально – взвешенно и сбалансированно.
Наушники не склонны выпячивать «грязь» содержащуюся в записи. Это является следствием того, что M12S не могут похвастаться высоким разрешением и склонны строить скорее крупные музыкальные образы, нежели закапываться в микродетали. Быстрый, особо яростный метал, например, рискует превратиться в кашу. Однако, при прослушивании менее сложных треков никаких вопросов не возникает.
Отдельно отмечу, что именно эти наушники мне нравится слушать на повышенной громкости. Focal Utopia, например, начинает раздражать мои уши своей резкостью после превышения некоего порогового уровня. Meze Empyrean утюжат мозг своими задранными басами. А вот M12S (2021) только получают прибавку к эффектности подачи и динамике. До определенной степени, естественно. Собственно, это единственные наушники из слышанных мной, для которых я могу отметить такой эффект.
Про звук подробно
Нижнечастотный диапазон
Не ждите от M12S (2021) инфернального 20-герцового саббаса – 4-сантиметровый бумажный динамик для таких фокусов предназначен не очень хорошо. «Earth» Ishome, самое начало трека: слышно, что играет что-то очень низко, но что конкретно – уже не разобрать, а там как раз 20-40-герцовый саббас. Но уже на треке «Luna» Volor Flex, где ритмической основой является пульсация на частоте 50 Гц, становится понятно, что наушники совершенно нормально отрабатывают такие частоты.
И если саббас воспроизводится неуверенно, видимо, просто в силу конструкции драйвера, то с басом полный порядок – он не премиально быстрый, но достаточно точный для достойной отработки атак. Ощущается некоторая мягкость, которая в то же время не оборачивается потерей деталей. От M12S (2021) не стоит ждать достоверной передачи всего напора и злости в треках типа «Blackest Magick In Practice» Cradle Of Filth или «I Am Morbid» Morbid Angel – для этого нужны наушники другого класса и стоимости. Но вот на «Wicked Stone» Slash и «Soundchaser» Rage их уже вполне хватает.
Среднечастотный диапазон
Практически идеальный, да и всё тут. «Under the Bridge» Red Hot Chili Peppers звучит предельно интимно; четко слышно, что Кидис поет максимально близко к микрофону. В «Castaway Angels» Leprous голос Сольберга наполнен обертонами. Сакософон в «Tief gesunken» Bohren & Der Club Of Gore звучит как живой. Драйвер вполне успевает за запилами в «Beyond The Dark Sun» Wintersun. В общем, знаете… сложно описывать звук, когда он просто такой, какой должен быть.
Высокие частоты
Представляете себе, как звучат ленточные твиттеры? Такой мягкий, будто бы чуть шелестящий звук, немного расслабленный и ненапрягающий, но одновременно детализированный. Вот примерно так подают высокие частоты M12S (2021). Никакой резкости, никаких акцентов, никаких сибилянтов.
Мне, привыкшему к открытой и яркой подаче Focal Utopia, чуть-чуть не хватает ощущения «воздуха» и остроты. Например, «Cardium» Trigg & Gusset могли бы звучать чуть объемнее, а голос Стейнторпа в «Scarborough Fair» My Dying Bride должен казаться звучащим еще ближе к микрофону, чуть резче.
Откуда берется такой эффект, будет показано ниже.
Сцена и позиционирование инструментов
Виртуальная сцена – у́же средней в ширину, похвастаться новым M12S тут особо нечем. Глубина же просто средняя. По способности строить виртуальную сцену M12S (2021) (и вообще большинству закрытых моделей) до Gjallarhorn JM как до луны, но при разнице в цене в два раза как бы не очень понятно, на что жаловаться.
Позиционирование инструментов нормальное. Прям «голографической» музыкальной картины не получается, но определить положение источника каждого звука можно уверенно.
Измерения
Прослушивание проводилось RME ADI-2 DAC (усиление в режиме Hi-Power). Наушники подключались комплектными проводами Kennerton.
Измерения производились на модифицированном измерительном стенде miniDSP EARS, откалиброванном под целевую кривую, предложенную сайтом InEarFidelity (см. статью про целевые кривые, рис. 14) + подъём 2 ДБ в нижней части диапазона. Измерения наушников, соответствующие целевой кривой IEF, должны выглядеть на моих графиках как горизонтальная прямая линия. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Результирующие измерения получались путем усреднения откликов двух каналов, то есть десяти измерений в сумме. Все графики приведены с 1/12-октавным сглаживанием.
И если вы не понимаете, что изображено на графика ниже – пожалуйста, прочитайте статью, я постарался там всё объяснить максимально подробно.
Вспомним, какой звуковой почерк имела модель M12S 2020 года выпуска:
Очень… свободный тюнинг. Лихой. Творческий. Вкусовой. А ведь в названии есть буква S, то есть Studio.
Что предлагает M12S ревизии 2021 года? О, совсем другое:
M12S ревизий 2020 и 2021 года в сравнении, для пущей наглядности:
Если как-то и можно проиллюстрировать выражение «день и ночь», то вот этими графиками.
M12S (2021) и Magni (2020):
M12S (2021) и Vali (2020):
Кратко про измерения:
- На отрезке 20-3800 Гц отклонение составляет +/-2 дБ.
- На 5 кГц имеется выраженный, хоть и более-менее плавный провал.
- Отрезок 7-16 кГц редуцирован в среднем на 3-4 дБ, но выглядит более-менее ровно.
- Резкий подъём на 18 кГц находится просто за пределами человеческого слуха, поэтому говорить о нем смысла нет.
Основные выводы:
- Акцента на саббасе и басе нет прям вообще никакого. Если вы привыкли к тому, что этот диапазон подчеркнут, то почерк M12S (2021) покажется ∩-образным, то есть с выделенной серединой. Хотя это и не так.
- Провал на 5 кГц сказывается меньше, чем можно было бы ожидать, но все-таки иногда лишает музыкальный материал «воздушности» и искристости, как и следовало ожидать.
- Чуть приглушенные, но довольно ровные верхние частоты – вопрос личных предпочтений, потому что качественно этот частотный отрезок никак не пострадал.
Итого
Можно ли было предположить, что Kennerton выпустят наушники с нейтральным звуком? В общем, нет. Логичным ли это выглядит постфактум? Да, именно такой модели не хватало в модельном ряду, тем более что она пришла на смену старым M12S – самым бюджетным и… ну, неудачно настроенным наушникам Kennerton, будем честны. Да и буква S наконец-то приписана к названию по праву. Изменит ли выход новых M12S что-то? Полагаю, да: на данную модель и бренд в целом обратят внимание те, кому тюнинг других наушников этой марки не пришелся по вкусу. Может быть, заинтересуются и звукорежиссеры, кто знает.
Что касается лично меня, то я, признаться, в полном восторге от M12S (2021). Я имел возможность слушать их в течение почти двух месяцев, и за это время полюбил эту естественную мягкую неутомляющую подачу. Понравилась она мне сразу, когда я впервые услышал прототип в офисе Kennerton, но за 2 месяца M12S доказали жизнеспособность, так сказать, идеи такого звука. Он не надоедает, не раздражает и одновременно не создается ощущения, что вы чего-то не слышите. И что особенно удивительно, все эти эпитеты обращены к закрытой модели.
Отличные наушники получились, да.
P.S. Я уже вижу будущие комментарии «Нейтральная настройка скучная!» и «Эти наушники для производства, а не для прослушивания музыки!». Ну так вы расскажите Sennheiser с их HE-1, что они сделали скучные наушники. Или HiFi Man расскажите про Susvara. И Focal про их Elear тоже расскажите.