Обзор SteelSeries Nova Pro Wireless. Одной жопой на 3 стула
English version of the article.
После появления первых наушников с активным шумоподавлением приход данной технологии в сегмент компьютерных гарнитур стал лишь вопросом времени. Первой выступила, кажется, Logitech с моделями Zone, Wired и Wireless. Наушники получились бестолковыми в плане что конструктивных решений, что звука, о чем я писал 2 года назад, и являлись скорее единичным экспериментом, нежели началом длинной линейки. В 2022 появились первые «нормальные» модели – закрытые беспроводные охватывающие игровые наушники с активным шумодавом от компаний EPOS и SteelSeries.
Сегодня разговор пойдет о SteelSeries Nova Pro Wireless (далее — NPW), беспроводной универсальной гарнитуре с активным шумоподавлением. Гарнитурами SteelSeries я никогда плотно не пользовался, поэтому захотелось дотошно разобраться с возможностями NPW и фирменным ПО.
А коль скоро у меня тут вообще-то блог про аудио, а не про гейминг, особое внимание я уделю звуку.
Производитель продает данную модель за $380. Мне она обошлась в 25000 р. с учетом актуального курса рубля на день покупки (в Хельсинки, к слову).
Обзор невероятно большой и подробный. Наверное – самый полный материал по NPW во всем интернете.
Важное замечание: ниже речь идет об оборудовании, использующем следующие версии прошивок:
- MCU: 01.29.00
- DSP: 00.03.82
- Headset: 01.22.00
- Bluetooth: 01.15.00
- Версия SteelSeries GG: 22.0.0
1. Комплект
Наушники поставляются в ярко оформленной коробке любимого SteelSeries оранжевого цвета. Внутри находятся:
- сами наушники;
- дополнительный аккумулятор;
- блок управления, играющий роль также и зарядной станции;
- 2 кабеля USB Type-C;
- двусторонний кабель для пассивного подключения с коннекторами 3,5-jack на обоих концах;
- ветрозащита для микрофона;
- тканевый мешочек для наушников;
- бумажки.
2. Конструктив, сборка
2.1 Наушники
Наушники сделаны целиком из матового пластика за исключением металлической накладки на раме. Которая, в свою очередь не касается головы: роль оголовья играет синтетическая подкладка с настраивающейся высотой.
Крепления чашек выдвигаются с заметным усилием и не имеют дискретных позиций. Зато чашки двигаются в двух плоскостях.
Амбушюры неглубокие, сделаны из кожзаменителя, крепятся к чашкам на защелках.
Микрофон на гибкой штанге «вытягивается» из левой чашки и может быть целиком убран внутрь нее.
На каждом из наушников расположен ряд органов управления и разъёмов. На левом:
- кнопка включения/выключения гарнитуры для работы с базовой станцией, она же включает и выключает активное шумоподавление и акустическую прозрачность;
- механическая двухпозиционная кнопка включения/отключения микрофона. При её нажатии микрофон отключается, а на его «конце» загорается светодиод.
- колесо управления громкостью. Если подключены оба канала связи – 2,4 ГГц и Bluetooth – колесо управляет звуком первого. Если только один – любой – то звуком этого канала. Управляет встроенными в наушники усилителями, со звуком в Windows не синхронизировано, его можно сразу вывернуть на 100% и забыть. При нажатии на колесо можно переключиться на управление соотношением основной канал/коммуникационный канал.
- разъем для подключения аналогового кабеля;
- скрытый накладкой порт USB Type-C, использующийся для обновления прошивки гарнитуры и зарядки аккумулятора напрямую внутри гарнитуры;
- индикатор соединения с блоком управления.
На правом:
- кнопка включения Bluetooth. Гарнитура может работать и в «чистом» Bluetooth-режиме, без подключения к базовой станции. Кнопка также отвечает за управление воспроизведением для Bluetooth-канала.
- скрытый накладкой отсек для аккумулятора;
- индикатор соединения с Bluetooth-устройством.
Накладки крепятся к чашкам на магнитах.
В верхней части каждой из чашек расположены 2 из 4 микрофонов системы шумоподавления.
Общие впечатления от исполнения и сборки следующие: пластик неожиданно качественный, а также совершенно не маркий, он вообще не собирает отпечатков пальцев. А вот металлизированные покрытия накладок имеют радиальные микронасечки и буквально притягивают к себе грязь, да еще и очень плохо оттираются.
Лично я никак не могу охарактеризовать исполнение как премиальное, но и ощущения ненадежности или вящей нерациональности конструкции нет. С покрытием накладок просто сглупили, извините.
Зато подсветки нет!
Важно подчеркнуть, что три наиболее часто заменяемые детали – аккумуляторы, оголовье, амбушюры – сразу сделаны сменными и продаются по-отдельности (сейчас – только оголовье), чему я могу только поаплодировать.
2.2 Блок управления
Он выполняет четыре основные функции:
- соединяет наушники с источником (ПК, приставкой и т.д.);
- заряжает аккумуляторы;
- управляет некоторыми настройками гарнитуры;
- отображает информацию на встроенном дисплее.
Все действия выполняются при помощи поворотов и нажатий управляющего колеса, а единственная сенсорная кнопка всегда осуществляет переход по меню на один уровень вложенности выше, как бы «назад».
Основную площадь передней поверхности занимает монохромный OLED-экран небольшого разрешения. На задней части находятся 2 порта USB Type-C, а также аналоговые вход и выход на разъёмах 3,5-jack. Питается управляющий блок, соответственно, от USB.
Замечу, что блок настолько легкий, что, кажется, пустой внутри. Но снизу имеется резиновая полоска, которая не дает ему скользить по столу. Интересно, что, если протереть поверхность блока влажной тряпкой, она становится практически прозрачной.
О том, зачем все это нужно и как работает, поговорим ниже.
3. Удобство использования
3.1 Наушники
В общем и целом, наушники удобные. Не самые удобные – до G935 с божественными охлаждающими амбушюрами Misodiko им далеко, – но просто удобные.
Головная накладка имеет 4 позиции крепления по высоте, позволяя регулировать прижим чашек к ушам, но не затрагивая при этом положение чашек относительно оголовья. Аналогичная система реализована, например, в игровых гарнитурах EPOS, только при помощи двух слайдеров на оголовье. Накладка немного тянется, легко снимается для очистки; на сайте производителя можно выбрать варианты разных цветов. В целом – отличное функциональное решение.
Управление устроено логично – основная кнопка и кнопка управления микрофоном имеют разную форму, их удобно нащупывать вслепую, привыкаешь за пару дней.
Есть мелкие огрехи: не очень удобно доставать микрофон из чашки, колесо громкости переключается по дискретным делениям не особо отчетливо. Если надеть на микрофон ветрозащиту, то микрофон будет не убрать внутрь чашки. Отключение/включение микрофона кнопкой никак не сопряжено с соответствующим ПО: например, в MS Teams микрофон остается активным после выключения его кнопкой. То ли дело в Logitech G935 – дернул штангу наверх, микрофон отключился и аппаратно, и в приложении. Но это уже прям придирки.
Что касается съёма декоративных боковых накладок, например, для замены аккумулятора, то производитель рекомендует подцеплять их ногтями – снизу есть специальные пазы. Но гораздо проще прижать и чуть повернуть пластину, тогда она перестает фиксироваться магнитами и сама падает в ладонь.
Быстрая замена аккумуляторов – одно из основных преимуществ NWP. Когда аккумулятор садится, вы просто заменяете его заряженным (из блока управления) и продолжаете работать. На все уходит около 8-10 секунд, если приноровиться. Севший аккумулятор необходимо пометить в блок управления для зарядки. После замены аккумулятора гарнитура включается автоматически.
Теперь про нюансы.
Во-первых, чашки небольшие, вот так они выглядят в сравнении с G935:
И я не могу понять, зачем производитель сделал шаг в сторону миниатюризации, ведь NPW явно ориентированы в основном на домашнее использование — из Bluetooth-кодеков поддерживается только SBC. И мало того, что уши потеют, наушники имеют очень небольшую вариативность по посадке, лишь чуть выше/чуть ниже относительно уха. А эта вариативность нужна, потому что «во-вторых».
Во-вторых, расположение дополнительных микрофонов шумоподавления. Аналогичное решение я встречал в модели DALI IO-6 – микрофоны расположены внутри чашек коаксиально относительно динамиков.
Проблема заключается не в самом подходе, а в его реализации: микрофоны ощутимо выдаются внутрь чашки.
В моем частном случае это никак не сказалось на левом ухе, а вот правое начало болеть через 3 часа использования, пластиковая пипка заметно давила на внутреннюю часть ушной раковины. Решить эту проблему у меня получилось, однако, есть пользователи, которые так и не смогли найти комфортное положение. Встречается такая ситуация нечасто, но встречается. Решение простое: передвинуть головную накладку в максимально высокую позицию, снизив прижим чашек, и дальше подбирать комфортное положение чашек относительно ушей.
Здесь же отмечу, что драйвер в каждой чашке развернут под углом и стоит примерно параллельно плоскости ушной раковины.
3.1.1 Шумоподавление, акустическая прозрачность
Шумоподавление есть, и оно работает, но не дотягивает по эффективности до флагманских решений. Его хватает для радикального приглушения звука рядом стоящего кондиционера или вентилятора, но области средних частот и выше практически не затрагиваются. То есть у Sony получается лучше, да.
В режиме акустической прозрачности внешние звуки звучат ярко, немного сибилятивно, зато речь разборчива. А это именно то, что нужно в ситуации, когда кто-то во время игровой сессии входит в комнату и пытается с вами пообщаться, например.
3.1.2 Стабильность связи
Связь с источником осуществляется посредством целой коробки – блока управления, — которую можно только поставить на какую-то поверхность, а не маленького USB-свистка. То есть для него понадобится место на столе, например. Насколько я понимаю, в блоке управления есть некая система антенн, потому что радиус действия получается просто конский: в том месте, где другие беспроводные гарнитуры уже просто отключаются, NPW продолжает работать без помех вообще. В моем случае – через 3 бетонные стенки. Дополнительно в настройках приложения SteelSeries GG, о котором ниже, можно выбрать вариант подключения: с повышенной скоростью передачи данных, или же с бОльшим радиусом. Так вот радиус большой даже если в настройках выбран первый вариант. Но – чудес не бывает: поскольку для связи с блоком управления используется канал 2,4 ГГц, рядом с работающей микроволновкой звук все равно прерывается.
В любом случае, NPW — это пока самая «далеко играющая» беспроводная гарнитура, что мне приходилось использовать.
3.2 Блок управления
Блок управления в целом удобный, он надежно стоит на столе и позволяет управлять различными настройками. Колесо немного болтается и доверия не внушает. Дискретных позиций нет, поэтому иногда промахиваешься при выборе нужного пункта меню. Пластик маркий, передняя прозрачная панель сделана из нежнейшего пластика, который царапается буквально от дыхания. Другое дело, что при подключении к ПК пользоваться им придется не часто, так как большая часть настроек дублируется в приложении SteelSeries GG.
На экране всегда (почти всегда, о чем ниже) отображается статус подключения и заряд батареи в гарнитуре, номер использующегося USB-входа, заряд вставленной в станцию батареи. В подробном (Detailed) режиме далее следует текущий формат звука (дискретизация и битность), громкость звука, а также уровни для левого и правого каналов.
В упрощенном (Simple) – только громкость звука.
Чем вообще позволяет управлять базовая станция:
- громкостью звука. Управляет встроенными в наушники усилителями, со звуком в Windows не синхронизировано;
- балансом между громкостью основного приложения (например, игры) и приложения для коммуникации (например, Discord), если используется приложение Sonar на ПК;
- выбирать один из двух USB-входов в качестве источника;
- настраивать 10-полосный эквалайзер. Опция блокируется при использовании приложения Sonar на ПК;
- шумоподавлением (вкл/выкл), акустической прозрачностью (10 уровней);
- режимом усиления (low/high);
- громкостью микрофона (10 уровней), сайд-тоном микрофона (4 уровня);
- настройками беспроводных каналов, основного и Bluetooth;
- типом аналогового выхода (колонки/стрим);
- яркостью дисплея (10 уровней), интервалом автоматического снижения яркости (от ВЫКЛ до 1 часа), типом отображения данных (detailed/simple), яркостью индикатора микрофона (10 уровней), интервалом автоматического отключения наушников (от ВЫКЛ до 1 часа). И еще можно сбросить настройки.
Набор кажется исчерпывающим и даже местами избыточным (настройка яркости индикатора микрофона – мое почтение), но опять не до конца понятна логика производителя: частью настроек можно управлять только с базовой станции, а часть настроек дублируется в приложении. Например, степень акустической прозрачности регулируется только с базовой станции, как и включение/отключение шумоподавления. Почему было не перенести эту настройку в приложение?
В целом, сделано всё очень и очень толково. А во всей красе полезность дисплея на блоке управления раскрывается при использовании плагинов, о которых я расскажу ниже.
4. Программная часть
4.1 SteelSeries GG
GG (Game Gear (?)) – хаб различных приложений от SteelSeries. Тут и настройки оборудования, и запись видео из игры, и что-то для стриминга, и раздача каких-то призов, и еще миллион всего. Естественно, рассматривать целиком функциональность GG я не буду, затрону только то, что имеют отношение к звуку и NPW.
Отмечу лишь два аспекта.
В GG очень легко «заблудиться», оно какое-то… несуразное что ли. Не интуитивное. Будто бы начинала писать команда с одним бизнес-аналитиком и UI/UX-дизайнером, потом пришла другая команда, потом третья. Потом решили не тратить деньги зря и забили на рефакторинг и оптимизацию интерфейса. Потому что ничем иным я не могу объяснить, например, использование четырёх по-разному выглядящих элементов интерфейса, выполняющих одну и ту же функцию двухпозиционного переключателя:
Со временем, понятно, привыкаешь и запоминаешь, что где находится.
Работает GG стабильно в 99% случаев, но периодически что-то где-то отваливается. Например, вот так отображаются версии прошивок наушников и базовой станции (хорошо, что их можно посмотреть отдельно в меню базовой станции):
И второе – безобразный перевод на русский язык. То есть русский можно выбрать в настройках, но что-то вообще не переведено, что-то переведено так, что лучше бы не переводили. Например, «High» и «Low» (gain) – это «НИЗКИЕ» и «ВЫСОКИЕ». А настройка эквалайзера «Flat» – «Квартира». КВАРТИРА!!! Я даже полез искать, где лежат ресурсы с этими строками (папка C:\Program Files\SteelSeries\GG\localization), там всё в JSON-файлах:
«Ссылка», сука…
На русскоязычный сайт SteelSeries тоже насрать, поэтому удивляться не приходится.
Короче, дальше все скриншоты сделаны для английского интерфейса.
4.1.1 Настройки гарнитуры
Находятся в разделе SteelSeries GG -> Engine -> Gear -> ARCTIS NOVA PRO WIRELESS.
Вкладка «Audio» отвечает за аудионастройки. Все очевидно и описано выше, разберу отдельно следующие пункты:
- Equalizer. 10-полосный эквалайзер. Работает одновременно как для источника, подключенного через USB-порт, так и для Bluetooth-источника, настройка сохраняется в памяти гарнитуры. При активации Sonar данный эквалайзер отключается.
- Gain – Low/High. Переключает аппаратное усиление наушников, поднимая его на +6 дБ в режиме High, то есть вдвое. Распространяется также и на Bluetooth-источник.
- Output – Speakers/Streaming. Настройка Speakers берет звук из «каналов» Game, Chat и Bluetooth-источника, а затем засовывает его в аналоговый выход; уровни регулировать нельзя. Настройка Streaming берет звук из «каналов» Game, Microphone и аналогового входа, а затем засовывает его в аналоговый выход; уровни регулировать можно.
- Live mic preview – Вкл/Выкл. Если включено, звук вашего микрофона транслируется вам в уши с применением эквализации (см. ниже).
Вкладка «Settings» отвечает за системные настройки. Все опять же очевидно и описано выше, но разберу отдельно следующие пункты:
- Bluetooth default – Вкл/Выкл. Если включено, Bluetooth автоматически включается одновременно со включением основного канала гарнитуры.
- Bluetooth call – во время получения звонка на мобильное устройство, к которому гарнитура подключена по Bluetooth, ничего не делать, понизить звук основного канала на 12 дБ, вырубить звук основного канала.
Также данный раздел позволяет сохранять профили настроек, которые затем можно привязывать к приложениям и играм (см. ниже).
Напомню, что настроек шумоподавления и акустической прозрачности в приложении нет, а поэтому как-то привязать к профилям их нельзя.
4.1.2 Плагины
Находятся в разделе SteelSeries GG -> Engine -> Apps.
SteelSeries предоставляет API для написания плагинов, которые могут связывать любое приложение с базовой станцией и выводить что-то полезное на экран помимо уровня громкости. Logitech в свое время выпустила отличную клавиатуру Craft с тач-колесом, к которой также прилагалось API для использования колеса в любом приложении, но никто ничего так и не написал. А вот у SteelSeries получилось: поддерживается 43 игры, в числе которых CS:GO, DotA 2, LoL, Factorio, RUST, Terraria и даже MK11, а также 6 приложений, в том числе Tidal, Discord, а также системный монитор.
Практически каждый плагин можно дополнительно настраивать (на примере системного монитора):
И тогда на экране базовой станции большую часть времени вы будете видеть что-то типа такого:
В конце списка плагинов есть и ссылка на портал разработчиков: поддерживаются Unreal Engine и Unity, но вообще можно использоваться JSON для отправки сообщений.
4.1.3 Библиотека
Находится в разделе SteelSeries GG -> Engine -> Library.
Раздел настроек, реализующий автоматическую активацию профиля, сохраненного в настройках гарнитуры, к запуску той или иной игры или приложения.
4.2 Sonar
Находится в разделе SteelSeries GG -> Sonar.
Гордость, брильянт и главный козырь SteelSeries – программный мегаэквалайзер всего на свете.
Важно отметить следующее:
- Работающий Sonar задерживает звук примерно на 30 мс относительно видео (источник).
- Настройки Sonar не влияют на звук Bluetooth-канала.
- Настройки Sonar не цепляются к профилям и не могут быть использованы в разделе Library.
Отчего возникает ощущение, что Sonar создали отдельно, а позже лепили его к GG, но недоприлепили.
Интересно, что на текущий момент Sonar может быть использован с любым источником звука, а не только с гарнитурами SteelSeries. Ссылка на скачивание Sonar отдельно (только Windows, от 10 и далее).
Работает Sonar стандартно для программных эквалайзеров – создает виртуальные устройства, аж 3 штуки сразу:
Настройки дискретизации и битности для данных устройств жестко фиксированы:
- Sonar Gaming – 8 каналов, 16 бит, 48 кГц;
- Sonar Chat – 2 канала, 16 бит, 48 кГц;
- Sonar Microphone — 2 канала, 16 бит, 48 кГц.
Обратите внимание: на одной из картинок (выше) с экраном базовой станции параметры звука отображается как 48/24, а не 48/16, как должно бы быть. Почему – не понятно.
4.2.1 Раздел «Mixer»
Основной раздел Sonar, позволяющий регулировать отдельно общую громкость, громкость USB-источника (Game), громкость голосового канала (Chat) и громкость пользовательского микрофона (Microphone).
Тут же можно выбрать устройства на роль определенных источников, а также отрегулировать соотношение громкостей основного и голосового канала. Но если вы используете ПК с подключенной базовой станцией, то эта настройка осуществляется только при помощи колеса этой самой базовой станции. Почему?
4.2.2 Раздел «Game»
10-точечный параметрический эквалайзер с тремя дополнительными настройками баса, средних и верхних частот. Для каждой точки можно выбрать частоту, добротность (Q), уровень усиления/ослабления сигнала (Gain), а также тип фильтра:
- Low pass – низкочастотный пропускной фильтр;
- High pass – высокочастотный пропускной фильтр;
- Notch – узкий режекторный фильтр;
- Peaking EQ – обычный колоколообразный фильтр;
- Low Shelving – низкочастотный шельфовый фильтр;
- High Shelving – высокочастотный шельфовый фильтр.
Некисло для приложения при игровой гарнитуре!
И очень здорово, что значения всех параметров можно задавать не просто мышкой «на глаз», а вводить с клавиатуры.
Тут же есть:
- Spatial audio – эмуляция мультиканальгого звука. В играх типа Apex Legends работает отлично, особенно если отрегулировать слайдеры «Performance»-«Immersion» и «Distance». Переключатель «Headphone»/«Speaker mode» отвечает за эмуляцию звука наушников или колонок.
- Gain – программное усиление звука.
- Smart Volume – нормализатор громкости.
Естественно, можно сохранять пресеты всех настроек сразу.
Единственное, чего нельзя (или я не понял, как это сделать) – экспортировать и импортировать пресеты Sonar. Также я не смог найти, где они хранятся на жестком диске. И это обидно, потому что исключает пополнение библиотеки пресетов пользователями.
4.2.3 Раздел «Chat»
10-полосный графический эквалайзер для входящего канала голосовой связи. То есть, по сути, вы можете скорректировать звук хреновых микрофонов ваших напарников в игре или коллег по работе.
Помимо действительно толковых пресетов имеются следующие настройки:
- Cleancast AI – вырезалка шумов на основе нейросетей, с регулятором данного эффекта. Работает отлично, хотя периодически обрезает слова чуть раньше, чем нужно.
- Noize reduction в виде опций Background и Impact – первая регулирует степень подавление равномерных статических шумов (читай, кондиционера или дрели соседа), вторая – степень подавления внезапных пиковых шумов (читай, щелчки механической клавиатуры или лай собаки).
- Noize Gate – пороговый шумоподавитель, отрезающий все звуки, имеющие громкость ниже установленной.
- Smart Voice – нормализатор громкости.
4.2.4 Раздел «Microphone»
Тот же 10-полосный графический эквалайзер с теми же настройками, что и в разделе «Chat», только уже для микрофона самой гарнитуры.
5. Краткие технические характеристики
- Конструкция: охватывающие закрытые.
- Тип драйвера: динамический, 40 мм.
- Вес: 337 г.
- Батарея: 700 мАч.
- Импеданс: 38 Ом.
- Чувствительность: 93 дБ.
- Активное шумоподавление: есть, система из 4 микрофонов.
- Режим акустической прозрачности: есть.
- Микрофон: частоты от 100 до 6500 Гц, двунаправленный.
- Версия Bluetooth: 5.0.
- Поддерживаемые Bluetooth-аудиокодеки: SBC.
- Время работы: 22 часа по каналу 2,4 ГГц, 18 часов по каналу 2,4 ГГц + Bluetooth (от одной батареи).
- Время зарядки батареи: 15 минут дает 3 часа работы.
- Возможности подключения к устройствам по USB: ПК, PS4/5, Nintendo Switch, Mac, устройства на Android.
6. Микрофон
Без эквализации (посредством Sonar) звук микрофона – ниже среднего, до Corsair HS80 далеко как до луны. После эквализации качество микрофона просто улучшается до среднего для беспроводных гарнитур уровня.
И да, микрофоном можно пользоваться в сложенном – убранном внутрь чашки – состоянии, но тогда звук совсем уж омерзительный.
7. Звук
Общие замечания:
- В режиме «High gain» гарнитура выдает очень-очень громкий звук на максимуме, на это точно никто не будет жаловаться.
- Смысла использовать «Low Gain» нет: встроенные усилители не справляются с саббасом и басом, что я покажу ниже на измерениях.
Касательно измерений: они проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Измерения каждого из наушников производились до получения от 3 до 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Сглаживание указано на графиках. Ограничения моего стенда и замеров наушников вообще подробно описаны мной в этой статье.
7.1 Субъективные впечатления
NPW обладает довольно предсказуемым для игровой гарнитуры звуком. Очень много баса и саббаса, особенно в режиме без шумоподавления. Низ середины плавно провален (и совсем не в том месте, где это рекомендует сделать Хармановская кривая). Около 2,7 кГц все более-менее на месте, затем около 4 кГц провал, затем – резкий значительный подъём в области около 8 кГц.
Как результат – массивный бубнящий звук, разборчивый в нижней середине, но лишенный важной области в «средней середине», и пытающийся симулировать детальность сибилянтами и звоном. Кроме того, наушники звучат грязновато, что обычно говорит о наличии узкого пика выше 10 кГц.
Это просто обычный средне-нормальный результат для игровой гарнитуры, любая из которых имеет те или иные значительные девиации в звуке; откуда берутся восторги разных обзорщиков, мне не понятно. Но откровенно радует, например, отсутствие шипения в динамиках, когда гарнитура включена, но никакие звуки не воспроизводятся.
По звуку NPW до PC38X еще далеко, как до луны. Но вторая, будем объективны, открытая проводная модель.
7.2 «Low» и «High gain» – разница в звуке
Внимательно посмотрите на картинку ниже:
Это 10 замеров АЧХ, по 5 в режиме «Low gain» и «High Gain», произведенных последовательно и без какого-либо физического воздействия на сам наушник. То есть я просто 10 раз подряд нажал на кнопку «Measure» в REW, не трогая измерительный стенд, а только изменив настройку Gain после 5-го измерения.
Колебания кривой АЧХ в режиме «Low Gain» говорят о том, что усилители не могут нормально контролировать мембрану драйвера, она просто болтается как… придумайте любое обидное сравнение. В режиме «High Gain» ситуация улучшается, хотя все равно далека от идеальной.
Из чего немедленно следует очевидный вывод: если вам важно качество звука, то используйте режим «High gain».
7.3 С активным шумоподавлением и без него – разница в звуке
Разница в звуке со включенным и отключенным активным шумоподавлением есть и довольно большая:
При включенном активном шумодаве саббас и бас несколько приглушаются, основная разница приходится на отрезок 20-300 Гц.
7.4 Эквализация при помощи 10-полосного эквалайзера
Поскольку наушники поддерживают активное шумоподавление, а настройка «High Gain» дает несколько лучший результат в плане стабильности АЧХ на нижних частотах, то и эквализировать наушники имеет смысл именно в таком режиме:
- ANC – вкл.
- Gain – High.
Графики АЧХ до и после эквализации при помощи 10-полосного эквалайзера:
Получилось более-менее ровненько для закрытых наушников вообще, и в особенности для игровой гарнитуры в частности (с учетом указанного сглаживания). Почему вообще 10-полосный эквалайзер важен – потому что при подключении к игровой приставке или прослушивании музыки по Bluetooth у вас будет только этот инструмент.
Конкретные настройки ползунков:
Если у вас возникает вопрос «А почему за эталон взята IEF-кривая?»: потому что для прослушивания музыки она кажется мне близкой к идеальной, то есть звуки на всех частотах слышны одинаково хорошо. Что это и откуда она взялась, можно прочитать здесь. А для соревновательных игр информативность, «читаемость» — это вообще самый важный параметр, он непосредственно влияет на эффективность действий и ориентацию игрока. Подробно я писал про это здесь.
7.5 Эквализация при помощи Sonar
Ну и самое интересное – эквализация при помощи параметрического эквалайзера:
Это феноменально хороший результат для закрытых наушников. Да и вообще для любых наушников. Именно в таком виде NPW начинают звучать как надо – пОлно, информативно, широко, детально… как надо, короче говоря.
Вот так выглядит настройка в интерфейсе Sonar:
№ | Тип точки | Частота, Гц | Добротность | Уровень усиления/ослабления, дБ |
1 | High Pass | 20 | 0,5 | 0,0 |
2 | Peaking EQ | 52 | 3 | 3,0 |
3 | Peaking EQ | 100 | 0,7 | -3,0 |
4 | Peaking EQ | 360 | 1,2 | 3,0 |
5 | Peaking EQ | 520 | 3 | 1,5 |
6 | Peaking EQ | 4000 | 7 | 9,5 |
7 | Peaking EQ | 5000 | 4 | 4,0 |
8 | Peaking EQ | 8000 | 6 | -5,0 |
9 | Peaking EQ | 13000 | 10 | -10,0 |
- Слайдер «Bass» -1,6
- Слайдер «Voice» 0
- Слайдер «Treble» 0
И еще одна 10-я точка остается для экспериментов.
Я предложил классический нейтральный вариант. Ползунками вы можете управлять басом, серединой и верхом, отрегулировав их по собственному вкусу – общий сбалансированный характер звучания в любом случае сохранится.
7.6 Звук по аналоговому кабелю
Наушники могут использоваться с комплектным кабелем 3,5-jack в выключенном состоянии, то есть в пассивном режиме. Коннектор 4-пиновый, то есть при подключении в комбинированный разъём микрофон тоже работает.
Звук по кабелю полностью соответствует таковому в беспроводном варианте с выключенным шумоподавлением.
8. Итого
SteelSeries попытались создать абсолютно бескомпромиссное и гибкое устройство, способное закрыть все, решительно все потребности как геймеров любых мастей, так и проводящих время за бесконечными совещаниями офисных сотрудников, и мобильных пользователей, и меломанов (если не аудиофилов), желающих максимально тонко и полно кастомизировать звук. Иными словами, сесть один седалищем на все стулья сразу. Задача это невероятно сложная, её реализация оборачивается необходимостью идти на ряд компромиссов и работать с логически сложными пользовательскими сценариями.
Получилось ли у SteelSeries достичь результата?
Почти.
Геймеры получили вполне удобную беспроводную гарнитуру закрытого типа с отличным радиусом работы, возможностью подключения к любым устройствам, активным шумодавом и акустической прозрачностью, миллионом настроек и пресетов звука для игр, эмуляцией многоканального звука, бесконечным временем работы. А еще можно настраивать звучание своего и чужого голоса, подключать наушники кабелем, устраивать хитрый роутинг звука на стриме и выводить на экран базовой станции всякую полезную информацию. И кастомизировать накладку на оголовье, конечно.
Меломаны получили невероятные (для игровых гарнитур) возможности эквализации звука, поддержку вывода информации на экран базовой станции через плагин Tidal. Плюс активное шумоподавление, конечно. Я намеренно не вспоминаю аудиофилов, потому что ну какой аудиофил в здравом уме согласится на некратное преобразование частоты из 48 к стандартные 44 кГц, да еще и использование эквалайзера?! Это ж ужас-ужас. Естественно, все нормальные люди понимают, что адекватная АЧХ гораздо важнее, и у NPW после эквализации с АЧХ полный порядок. Логичное развитие идеи с Sonar — пользовательские пресеты, приближенно имитирующие звук популярных моделей наушников. Понятно, что для этого в идеале нужен измерительный стенд, но это не такая уж редкость в мировых масштабах.
Мобильные пользователи получили неплохо звучащую, хоть и по SBC, Bluetooth-гарнитуру с активным шумоподавлением и неплохим временем работы.
Офисные сотрудники – имею в виду всех людей умственного труда – получили возможность одновременно работать под музыку и, не совершая дополнительных телодвижений, отвечать на звонки по телефону. А еще не слышать шума офиса или кондиционера и настраивать звучание голосов коллег во время конференций, отсекая сопение и разговоры на заднем плане.
Фокус в том, что почти всегда эти роли сочетаются в рамках одного живого человека.
Лично мне, например, важно периодически играть в Apex Legends, периодически смотреть YouTube и одновременно слышать, не верещит ли ребенок в соседней комнате, слушать музыку, сидя прямо рядом с вентилятором (тут моя полностью открытая Focal Utopia, знаете ли, не очень подходит), а также нормально слышать коллег, когда те идут по улице и одновременно участвуют в совещании. В мои задачи и потребности SteelSeries попали просто идеально.
Где производитель ошибся?
В одном, но очень важном аспекте: эргономике. Она неплоха, но она не универсальна. Небольшие размеры чашек и не самые толстые амбушюры заставляют уши быстро нагреваться, а неудачный дизайн внутренних микрофонов делает покупку NPW без предварительной примерки достаточно рискованным шагом, особенно при её стоимости. Потратить $380 (25000 р.) на гарнитуру и через день понять, что ей просто физически невозможно пользоваться при любых её функциональных достоинствах – это обидно, мягко говоря. Да и возможность примерки NPW в магазине особо ничего не даст, так как дискомфорт проявляется далеко не сразу, вам придется просидеть в гарнитуре 2-4 часа, чтобы что-то понять.
Говорят, компания Wicked Cushions уже работает над альтернативными, более толстыми амбушюрами для NPW, которые помогут решить эту проблему. Однако вот прямо сейчас никаких сторонних амбушюр для NPW нет.
Ну и не забуду про программные недоработки, которые, надеюсь, со временем будут поправлены:
- невозможность управления всеми настройками гарнитуры в приложении SteelSeriesGG;
- редкие, но хорошо заметные баги в приложении SteelSeriesGG;
- невозможность привязки профилей Sonar к общим профилям настроек;
- невозможность привязки настроек шумоподавления и акустической прозрачности к профилям GG или Sonar;
- невозможность экспорта и импорта пресетов Sonar;
- в некоторых случаях — очень неудобные пользовательские сценарии. Например, вы используете Sonar, но хотите скорректировать эквалайзер для Bluetooth-канала. Для этого придется отключить Sonar, включить Bluetooth на гарнитуре, перестроить графический эквалайзер, отключить Bluetooth, включить Sonar обратно.
Так брать или не брать?
Не знаю.
Потому что если NPW подойдет вашим ушам, то на сегодняшний день это лучшая беспроводная игровая гарнитура, беспредельно гибкая в плане настроек и эквализации звука, работающая с какими угодно устройствами, имеющая активное шумоподавление и фактически бесконечное время работы. Не без программных огрехов, но остальные производители не предлагают в комплексе ничего даже близко сравнимого.
А если не подойдет – то и обсуждать нечего, к сожалению.
21.11.2022. Обновление по итогам 3-месячного использования:
- Плагин системного монитора основан на библиотеке открытого ПО Open Hardware Monitor. Которая, в свою очередь, обновлялась последний раз в конце 2020 года. Поэтому для процессоров Intel 12 и выше поколений, а также для соответствующих AMD Ryzen температуры отображаться не будут. И, кажется, SteelSeries не собирается с этим ничего делать. И это обидно, потому что функциональность очень полезная.
- С один из последних обновлений экран базовой станции перестал гаснуть при выключении ПК. Единственное решение на текущий момент — настроить в BIOS материнской платы отключение USB-портов.
В остальном — полный порядок. Продолжаю наблюдение.
31.01.2023. Обновление:
- Баг плагина системного монитора поправили.
- Появились первые сменные амбушюры на Aliexpress.