Обзор наушников Truthear HEXA
Еще до выпуска отличных ZERO:RED Truthear cтала известна благодаря двум другим моделям, NOVA и HEXA. Про NOVA мы поговорим как-нибудь потом, а вот про HEXA — прямо сейчас, благо поговорить тут есть о чем.
Итак, Truthear HEXA, проводные гибридные наушники стоимостью 7500 ₽.
Комплект
Комплект HEXA стандартен для наушников Truthear.
В очень качественно сделанной коробке лежат:
- сами наушники;
- кабель с угловым разъёмом 3,5 TRS;
- набор из 7 пар амбушюров;
- простой чехол из кожзаменителя;
- бумажки.
Ровно такой же кабель, такие же амбушюры и чехол мы уже видели в комплекте Truthear x Crinacle ZERO: RED. Только 10-омного адаптера с HEXA не кладут.
Технологические особенности, качество сборки
Кому интересны интимные подробности устройства HEXA, посмотрите прекрасный ролик годичной давности. Насколько актуальна информация из ролика сейчас, использует ли производитель те же компоненты в 2024 году – понятия не имею.
Наушники построены на базе комплекса из одного динамического и трёх арматурных драйверов. Известен диаметр динамика, 10 мм, а также тот факт, что арматурные драйверы кастомные, но схожи по характеристикам с моделями серии WBFK от Knowles. Корпуса компактные, имеют необычную, чуть угловатую форму. Внешняя пластиковая накладка и само тело наушника, напечатанное на промышленном 3D-принтере, соединены не только клеем, но и винтом.
Корпус просвечивает, но не полностью прозрачен, он имеет матовую текстуру. Если взять хорошую макрооптику, то можно увидеть мельчайшие царапины на поверхности.
Компенсационное отверстие одно, расположено рядом с разъёмом подключения кабеля.
Если посмотреть на наушник под нужным углом и в «правильном» свете, становится видна внутренняя структура звуководов.
Прозвучит, вероятно, странно, но выглядит это как-то… таинственно и завораживающе. У меня в голове сходу появилась такая ассоциация:
На каждом наушнике экструдирована метка канала. Через звуковод выведены три отдельные группы драйверов.
HEXA прекрасно собраны и обработаны, а полное отсутствие глянца гарантирует, что отпечатки пальцев, конечно, появятся, но далеко не сразу.
Эргономика
HEXA отлично сидят в ушах. Еще не великолепно, как, например, Moondrop Chu или MAY, но никаких проблем в части посадки они не создают. Все объёмы, скосы, углы взаимного расположения и размеры граней рассчитаны так, что наушники сразу «садятся» как надо. К ним не надо привыкать или приспосабливаться.
Существенным эргономическим просчетом полагаю исполнение звуковода: он совершенно прямой, даже без намека на фаски, за которые должны были бы «держаться» амбушюры. Мне пришлось потратить достаточное количество времени, прежде чем получилось подобрать надежно держащиеся амбушюры. Впрочем, об амбушюрах – ниже.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 1 динамический + 3 арматурных
- Импеданс: 20 Ом.
- Чувствительность: 120 дБ.
- Коннекторы: классические 2-пиновые, 0,78 мм.
- Вес: 6 г (каждый наушник).
Субъективное восприятие звука
Звук HEXA очень сильно зависит от маски́рования звука наушников внешним шумом. То есть косвенно от выбранных амбушюров и интенсивности звукового фона внешней среды.
Звук HEXA в «чистом виде», в условиях внешней тишины, удивительный. Практически идеально подобран баланс частот. HEXA выдают действительно нейтральный звук, который не теряет способности вовлекать в прослушивание музыки.
Бас и саббас на слух абсолютно линейны, но, как мне представляется, график АЧХ от 20 до примерно 1000 Гц будет как бы наклонен вправо. То есть саббаса больше нормы, он приподнят, по при такой совокупной настройке нижнего и среднего диапазона саббас количественно будто отмерен на прецизионных весах. Я бы даже сказал, не являясь бассхедом вообще ни в какой степени, что бас мог бы быть и посочнее.
Середина в хорошем смысле сдержанная, то есть не отдалена и не придвинута к слушателю. Она просто не приукрашена и гармонично сочетается с нижней частью звукового диапазона.
Верхняя часть середины лишена сибилятивности или ненатуральность, потому как имеет значительный провал около 5 кГц. Это понятный безопасный ход в смысле тюнинга, который делает подачу любого материала комфортной, но при этом лишает некоторые треки нюансов, не дает возможности расслышать «тонкие» звуки и обертона. Далее громкость нарастает до области около 7,3 кГц, но ничего критичного в такой особенности нет – это резонанс ушного канала, он зависит от глубины посадки наушников.
Высокие частоты после 10 кГц плавно спадают по громкости к отметке в 20 кГц. Их значительно меньше, чем хотелось бы; наушники отыгрывают эту часть диапазона спокойно, без шелеста или звона, но и безо всякого ощущения воздушности.
Как итог, HEXA предлагают универсальную сбалансированную подачу, в рамках которой на всех наиболее «дискуссионных» участках звукового диапазона просто понижена громкость. Подача слитная, многодрайверность не проявляет себя никак. В общей оценке тюнинга мнения могут поделиться: одни будут описывать подачу, как сбалансированную, натуральную универсальную, другие могут назвать её скучной и даже «безликой», лишенной «техничности». Это уже вопрос личных предпочтений.
Звук HEXA в условиях шумной улицы изменяется. Точнее, изменяется его восприятие мозгом в силу большого количества паразитных шумов, которые так или иначе «пролезут» вам в уши, какие бы амбушюры вы ни выбрали. Саббас и бас ощущаются хуже, городской шум глушит их, а также часть средних частот. Остается только «верхняя середина» и «самый верх». Хочется поднять громкость, но звук начинает резать слух. Этот неприятный эффект зависит от звукоизоляции, но даже с лучшими из имеющихся у меня амбушюров побороть его полностью не получилось. Особенно в метро.
Виртуальная сцена «рисуется» HEXA довольно узко, позиционирование источников – нормальное.
Измерения
Наушники подключались к RME ADI-2 DAC (IEM-выходу). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Сглаживание указано на графиках. Статья про стенды, графики и измерения наушников – тут.
АЧХ Truthear HEXA:
Что интересного можно увидеть на этом графике:
- тюнинг промежутка от 20 Гц до 3 кГц уникальный, лично я такого не видел ни в одной другой модели наушников;
- практически линейный участок от 20 до 1000 Гц, только наклоненный вправо и имеющий некоторый спад в области 200 Гц;
- пик на 7,5 кГц, местоположение которого у каждого конкретного пользователя будет обусловлено глубиной посадки. Пик откровенно великоват, некоторыми слушателями звук может восприниматься как слишком острый;
- существенное понижение после 10 кГц, что и воспринимается мозгом как «отсутствие воздуха» или «узость сцены».
Относительная громкость каналов; вполне себе:
Нелинейные искажения; видали мы и получше, мягко говоря:
Зависимость от источника
В процессе прослушивания наушники подключались к следующим устройствам:
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (IEM-выход) – небалансное подключение;
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (режим «High Power») – небалансное подключение;
- Hiby R6 gen 3 (Gain – High, Amplifier Operation – Class AB/A) – балансное подключение.
Смена источников производилась мгновенно, при помощи механического переключателя входов. Громкость звука всех источников была предварительно выровнена (при помощи измерительного стенда) на уровне 94 дБ на 1 кГц. На источниках были отключены все алгоритмы программной обработки звука и выставлен цифровой фильтр «fast roll—off» (или его аналог).
Я не смог заметить никакой разницы в звучании наушников при переключении между источниками.
Выбор амбушюров
HEXA довольно специфичны в плане выбора амбушюров, потому что предъявляют к ним следующие требования:
- очень высокая степень звукоизоляции. Иначе слушатель остается без баса.
- очень высокая степень надежности крепления амбушюров на звуководах. Иначе слушатель будет выковыривать амбушюры из ушей.
И мои любимые TRI Clarion тут подходят плохо – они попросту сваливаются.
Поэтому советы будут такие:
Пенные амбушюры. С ними все ясно и понятно: отличная звукоизоляция, но (субъективно) сниженный комфорт использования и неудобство при частом вынимании-помещении наушника в ухо.
Амбушюры EPZ. Относительно толстые, намертво держащиеся на звуководе, эти амбушюры позволяют разместить HEXA в ушах глубоко, надежно и с очень хорошей звукоизоляцией. Плюс, не сужают диаметр звуковода и вообще не выступают за его край.
Амбушюры Velvet. Имеют суперприятное бархатистое покрытие, но, главное, наделены специфическим сужением в основании, за счет чего клещами сжимают звуковод наушников.
Мой личный выбор – EPZ.
Кстати, скоро выйдет третья серия обзоров амбушюров (часть 1 и часть 2), поэтому не уходите далеко, так сказать.
Сравнения
Подчеркиваю: ниже все эпитеты будут применяться к наушникам только в разрезе сравнения одной модели с другой!
Truthear HEXA против Truthear x Crinacle ZERO: RED
Сравнение АЧХ Truthear HEXA и Truthear x Crinacle ZERO: RED:
Могу только повторить то, что я уже писал в обзоре RED.
Субъективная разница в звуке:
- RED значительно более басовиты по сравнению с HEXA.
- HEXA имеют более выраженную середину и менее акцентированные верхние частоты.
Однако, верхнечастотный диапазон HEXA менее ровный, поэтому пик около 7,5 кГц воспринимается в случае HEXA более отчетливо.
По сравнению друг с другом звук RED можно назвать «V-образным», а подачу более универсальной, тогда как HEXA играют более «сдержанно» и «нейтрально».
Truthear HEXA против Moondrop May
Сравнение АЧХ Truthear HEXA и Moondrop May (прошивка 1.1, настройка «standard»):
Субъективная разница в звуке:
- May звучат полнее, естественнее, воздушнее HEXA.
- На некоторых треках в звуке May появляется неприятный синтетический призвук.
По сравнению друг с другом звук May можно описать как «доведенный до ума звук HEXA». HEXA менее требовательны к записям и менее агрессивны, более нейтральны.
Truthear HEXA против TRUTHEAR x Crinacle ZERO
Сравнение АЧХ Truthear HEXA и Truthear x Crinacle ZERO:
Субъективная разница в звуке:
- В звуке ZERO доминирует раздутый бас, тогда как в звуке HEXA – средние частоты.
- HEXA звучат острее.
По сравнению друг с другом звук ZERO можно назвать «V-образным» и «мутным», тогда как HEXA играют прозрачно, натурально, но менее напористо.
Итого
У Truthear получились очень интересные наушники, их занятно и приятно слушать. Мне совершенно понятно, почему у HEXA множество поклонников, хотя назвать себя апологетом такого тюнинга я не могу.
Я могу смело порекомендовать HEXA любителям близкого к нейтральному тюнинга, тем, кто не любит ни доминирующие басы, ни артикулированные высокие частоты. Тем, кто любит «может и не очень веселенько, но очень аккуратненько». И, повторюсь, HEXA – наушники для тишины, для дома или работы, потому что на шумной улице и тем более в метро все очарование их подачи сразу исчезает.
Брать или не брать: брать, но только после вдумчивого прослушивания и четкого понимания, что вам нужен вот именно такой звук.