Обзор TWS-наушников Noble Falcon Pro

Без прелюдий: у компании Noble получилось сделать полностью беспроводные наушники с очень хорошим звуком. Феноменально хорошим. Но получились ли у Noble хорошие наушники?

Вот это большой вопрос.

Noble Falcon Pro (далее — NFP) используют гибридную схему: 6-миллиметровый титановый динамический драйвер и арматурный спаренный излучатель производства Knowles. К источнику наушники подключаются по Bluetooth 5.2 и поддерживают SBC, AptX и AptX Adaptive (только для устройств на базе SoC Qualcomm). Одного полного заряда хватает примерно на 8-9 часов непрерывного прослушивания на 60-70% громкости. Кейс заряжается по USB Type-C, а также беспроводным способом.

Наушники защищены по стандарту IPX5.

С точки зрения современной моды на функциональность NFP не могут похвастаться ни активным шумоподавлением, ни настраиваемым режимом звуковой прозрачности (его можно только включить или выключить), нет даже датчиков помещения/извлечения наушников из ушей. Есть управление касанием (на самом деле, нет, о чем ниже), есть приложение-компаньон с эквалайзером и рудиментарными возможностями по изменению схемы управления наушниками.

Впечатления от использования

NFP имеют нехарактерную для TWS, но довольно обычную для наушников компании Noble форму корпусов – они эргономичны и снабжены длинными и довольно толстыми звуководами.

Оказывается, в реальности такой подход дает неожиданно хорошую звукоизоляцию за счет очень плотной посадки. И в этом смысле странно, что наушники сидят в ушах совершенно комфортно, а также предельно надежно, они не смогут вывались из ушей вообще никогда.

Звуководы наушников закрыты несъёмными металлическими сеточками.

В качестве альтернативы стандартным амбушюрам можно использовать и XELASTEC SednaEarfit, и SpinFit, и Symbio Eartips – диаметр звуковода подходящий.

Управляются NFP не касаниями, а именно постукиваниями, причем по любой части корпуса. Попадать пальцем по бэкплейту не обязательно. Мы можете даже щелкать себя по уху, и треки все равно будут переключаться. Удобно? Ну, не надо целиться по тач-площадке, это безусловный плюс. С другой стороны, никаких жестов типа долгого касания тут нет, есть одно-, двух- и троекратное постукивание. Долбить пальцем по наушнику трижды для увеличения звука – а это штатная настройка – удовольствие сомнительное. Но это не главное: наушники реагируют на удары во всех случаях:

  • вы снимаете футболку, она цепляется за ухо – музыка прервалась;
  • вы поставили музыку на паузу, вытащили наушники из ушей и положили наушники на стол – музыка заиграла;
  • вы убираете наушники в кейс, они щелкают, примагничиваясь к контактам – музыка либо сама выключается, либо на секунду опять начинает играть, пока наушники не «поймут», что они в кейсе;
  • вы вынули наушники из ушей, чтобы заказать кофе, и держите их в ладони, они стукаются друг об друга – музыка то начинает играть, то останавливается.

Уважаемый производитель, вы перед выпуском модели устраиваете тестирование? Ну, чтобы хоть день с ними ваши тестировщики походили? А следовало бы.

Два слова даже не про кейс, а про логику его работы. При помещении наушников в кейс на их корпусах загораются оранжевые диоды, индицирующие состояние зарядки.

И вот если в кейсе заряда остается меньше, чем необходимо для полной зарядки наушников, то происходит следующее:

  1. Наушники начинают заряжаться, заряд кейса исчерпывается до конца.
  2. Наушники перестают «видеть» кейс и «думают», что их вынули из кейса.
  3. Если рядом есть ваш смартфон, они автоматически подключаются к нему. Но вы можете этого даже не заметить – например, вы заняты работой.
  4. Наушники, будучи подключенными к источнику, медленно но верно разряжаются в ноль.

Вы-то думали, что для вечерней прогулки часа на 2 их еще точно хватит, а получаете полностью разряженные наушники и севший кейс.

Просто потому что производителю и тут было лень пробовать, как в реальной жизни будет работать созданный им продукт.

А вот за что NFP я обязан похвалить – это за стабильность соединения. Заиканий при воспроизведении музыки нет вне зависимости от того, в каком кармане штанов или сумки лежит телефон, зашумлен ли эфир (метро, спортивный зал и т.д.). За два месяца использования в самых разных условиях звук NFP прервался лишь единожды, когда при завязывании шнурков я невольно плотно зажал лежащий в нагрудном кармане телефон между передней поверхностью бедра и грудной клеткой. По части стабильности подключения NFP безоговорочно выигрывают у Bowers & Wilkins PI7, Master & Dynamic MW08, RHA TrueControl, Sony WF-1000XM4 и Sennheiser Momentum True Wireless 2 как минимум.

Фирменное приложение

Фирменное приложение называется Noble Sound Suite (V2.1).

Я не буду подробно описывать то, что и так понятно из скриншотов. Скажу лишь, что нормально, не доставляя пользователю боль, не даря страданий и не порождая невыразимый гнев, это приложение начало работать с NFP только после обновления прошивки последних до версии 4.0.

Основная полезная функция – эквализация звука, причем текущие настройки эквалайзера сохраняются в самих наушниках.

Дается возможность сохранения 3 пресетов на 10 полос в каждом + значение гейна. Можно ли как-то испортить эквалайзер? У Noble получилось: значение сдвига для частоты отображается только при касании пальцем полоски, а сама полоска движется не по дискретным значениям, а плавно. Но сами значения при этом дискретные, целые, +/-1..12 дБ. То есть для каждой цифры доступен довольно значительный промежуток. Блестяще, Noble.

Да, и сменить профиль эквалайзера без использования приложения нельзя.

Тут же можно перенастроить управление, но только для двух или трех постукиваний, можно обновить прошивку, включить режим звуковой прозрачности и сменить язык. С английского на японский, иных не завезли.

При такой откровенно куцей функциональности работает приложение еще и нестабильно, даже после обновления прошивки наушников. Приложение может перестать видеть наушники совершенно спонтанно, причем как при подключении к источнику на базе SoC Qualcomm, так и Exynos и Kirin. Может самопроизвольно сбросить выстраданный пользователем пресет эквалайзера.

Обновления приложения выходят редко, а рейтинг приложения в Google Play в 2 звезды как бы намекает.

Впечатления от звука

Для прослушивания наушники подключались к смартфону Samsung Galaxy Note 20 Ultra (SoC Exynos) и плееру Hiby R5 (SoC Qualcomm); использовался кодек AptX.

Несмотря на все огрехи управления и откровенно низкое качество программной части, Noble Falcon Pro совершенно влюбляют в себя своим звуком. Вставляешь их в уши, и внезапно выясняется, что TWS-наушники могут звучать практически неотличимо от проводной гибридной модели схожей стоимости и тюнинга.

Вот не думал, что когда-нибудь напишу такое, но тем не менее.

По умолчанию, без эквализации NFP предлагают увесистую, но одновременно сухую и искристую V-образную подачу, причем дополнительно подчеркнут саббас, а также далеко сверх меры участок около 12,5 кГц. Получается, что по умолчанию наушники звучат очень динамично, напористо, и с явным оттенком неприятного скрежета в звуке.

Меня такая подача не устроила: опытным путем я пришел к настройке эквалайзера, которая приведена на картинке выше. К сожалению, ползунка на 12,5 кГц в эквалайзере нет, но более-менее этот пик можно «унять» через ползунки на 8 и 16 кГц. Мне хотелось добиться более ровной подачи, поэтому также была приподняла середина и скорректирован саббас.

Отмечу, что совершенно в духе общей кривизны программной части, при использовании эквалайзера в начале воспроизведения музыки вы буквально одну треть секунды слышите неэквализированный исходный звук, и только затем к нему применяются ваши настройки.

Сцена, динамика, детализация

Сцена широкая в общем для внутриканальных наушников, и совершенно необычно широкая для беспроводных моделей. Не в последнюю очередь потому, что даже при предложенной эквализации наушники делают слышимыми «тонкие» высокочастотные послезвучия, а левый и правый каналы фазово когерентны. Великолепно определяется и масштаб сцены, и локализация источников в её рамках.

Титановый динамический драйвер в паре с используемой микросхемой QCC3040 дает быстрый, сухой, но очень весомый удар даже на малой громкости. За счет высокой детализации арматурных излучателей и живого точного баса NFP звучат очень динамично, вовлекающе, на порядки лучше беспроводных одноклассников.

Что касается детализации, то тут все просто: арматурный драйвер – это арматурный драйвер. Стандартная настройка звука тяготеет к крупным музыкальным образам и шуршащему «верху», симулирующему сверхдетализацию. При применении предложенной эквализации становится очевидной способность NFP передавать очень мелкие детали, причем практически без подчеркивания отдельных частей звукового диапазона. Что, отмечу снова, совершенно не характерно для TWS-наушников. И даже использование обычного AptX-кодека им совершенно никак не мешает – информации для воспроизведения музыкального материала явно достаточно.

Отмечу также исключительно высокий уровень максимальной громкости. Уже на 80% громкости хочется кричать «Довольно!», а прослушивание на 100%, вероятно, довольно быстро приведет к порче слуха.

Звуковой почерк

Ниже речь пойдет об эквализированном варианте звучания NFP, смотри скриншот выше.

Сверхвесомый и невероятно хорошо артикулированный саббас начинается аж с 22 герц (для моих ушей). До 250 герц он совершенно «плоский», ну или как минимум не имеет резких подъёмов или провалов. Нижняя середина подается с небольшим подъёмом к 500 герцам. Далее до 1000 Гц никакие частоты не выделяются. Провал на 1850 Гц (не исправляется эквалайзером), значительный подъём к 3 кГц и плавный спад к 4 кГц. Между 4 и 6 кГц подчеркнула частота 4750 Гц. Далее – всё более-менее ровно за исключением пиков на 7800 и 13500 Гц, которые также не удается полностью корректировать путем эквализации.

Если эти частоты вам ни о чем не говорят, то поясню общими словами: наушники имеют чуть ярковатый характер звучания, подают звуковое полотно очень близко к слушателю, а также пытаются «тащить» высокочастотную грязь из диапазона выше 10 кГц. Естественно, вот так окрашенный звук даёт ощущение очень высокой детализации музыкального материала, хотя на 60% это заслуга именно тюнинга АЧХ наушников, и только на 40% данный эффект обусловлен качеством динамика и арматурного драйвера. Саксофон всегда будет чуть-чуть резать слух, женские голоса будут казаться более тонко звучащими, тарелки – выделенными по громкости и наделенными отчетливым металлическим призвуком. Зато в любом треке гарантированно появляется ощущение воздушности, пространства и объёма.

Это если сравнивать NFP с хорошими проводными наушниками.

В рамках категории полностью беспроводных наушников я бы назвал это немыслимо сбалансированной мониторно-нейтральной подачей. Особенно с учетом того, что одноклассники NFP в принципе не умеют играть так низко и так высоко. Да, от явной остроты звучания полностью избавиться не получается. Зато вы получаете совершенно инфернальной глубины бас, никогда не теряющий текстурности, довольно ровную и детальную середину, а также прекрасный воздушный верх, за который отвечает «быстрый» арматурный драйвер.

Несложно рассудить, какая музыка будет звучать на NFP особенно эффектно: любые гитарные и вообще инструментальные вещи, любая сложная и не очень электроника, ретровейв, синтипоп и т.д.. А если вернуть на место первые две полоски эквалайзера, то NFP превращаются в просто потрясающие наушники для прослушивания метала всех мастей и любой степени агрессивности, что и подтвердили несколько моих друзей-металхедов.

Естественно, при таких технических потенциях наушников они (внезапно!) требуют хорошо записанный материал – из откровенного говна все нюансы будут бережно вытащены и предъявлены слушателю как под микроскопом.

Итого

Noble выпускает проводные наушники не первый год, высокие компетенции компании в звуке сомнений не вызывают. На рынке же TWS Noble заявила о себе впервые только в 2019 году, и что-то мне подсказывает, что разработка программной части как минимум Falcon Pro (а может быть и других беспроводных наушников компании) была отдана на аутсорс, и явно не специалистам, мягко говоря.

У меня нет вопросов к звуку – в этом аспекте Falcon Pro действительно выдающиеся. По детализации, скорости атак, отработке микронюансов, ширине сцены и точности позиционирования инструментов они обходят, кажется, все существующие на данный момент модели TWS-наушников за исключением Devialet Gemini и Final Audio EVA2020, которые я не слышал. Нет вопросов даже в части отсутствующего активного шумоподавления, благо пассивное реализовано просто великолепно. Отличная эргономика, грамотно сконструированные комплектные амбушюры – и этого не отнять.

Falcon Pro проигрывают в другом: в продуманности вариантов использования, в удобстве, в качестве пользовательского опыта, если угодно; и даже беспроводная зарядка не спасает ситуацию. А мобильное приложение близкО скорее к второсортным студенческим поделкам, нежели к ПО, которое должно сопровождать флагманские продукты как с точки зрения функциональности, так и стабильности работы.

В этом смысле концептуально Noble Falcon Pro близки к миру аудиофилии, где часто ставку делают на качество звука, а другие аспекты продукта не получают должного внимания и расцениваются как несущественные.

Смотреть в сторону Noble Falcon Pro можно в том случае, если вам нужен именно такой звук, причем в некотором смысле любой ценой. Хочется удобства программной части, активного шумоподавления и других смарт-функций – есть Sony WF-1000XM4 за те же деньги. И примерно так же (как XM4) звучащие, но радикально подешевевшие WF-1000XM3. И еще миллиард как-то там звучащих, но стоящих существенно меньше моделей.

Для суровых ценителей история получилась, в общем.

Я купил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *