Обзор KZ ZEX Pro (x Crinacle). Не получилось
English version of the article.
В дешевых наушниках разбираюсь совсем слабо, признаюсь сразу. В дешевых китайских наушниках я не то что не разбираюсь, а только слышал названия некоторых компаний-производителей.
Но когда вышли KZ ZEX Pro (они же KZ x crinacle CRN), мне стало банально интересно: занимающийся замерами наушников и анализом этих замеров Кринакл выпускает совместно с компанией KZ гибридную модель с нейтральным тюнингом, да еще и за 2500 р. Да еще и под девизом «вы не должны платить за тюнинг», мол, правильный тюнинг доступен за любые деньги.
Немедленно пошел на aliexpress и заказал.
Комплект поставки и технические характеристики
Приезжают наушники в очень простой компактной коробочке, в комплект входит 2-пиновый (0,75 мм) кабель с 3,5 jack, да три пары амбушюр. Технические характеристики наушников:
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 1 динамический, 1 арматурный, 1 электретный.
- Импеданс: 25 Ом.
- Чувствительность: 104 дБ.
- Вес одного наушника: 7 граммов.
Эргономика и качество изготовления
Наушники выполнены из глянцевого прозрачного пластика, внешняя крышка – непрозрачная матовая, есть черная и золотая версии. С точки зрения удобства посадки все несколько неоднозначно: выпирающие из корпусов «крылья» сильно давят мне на уши.
Притом никакой электронной начинки внутри их объема нет, то есть производитель посчитал как раз такую форму эргономичной. Полагаю, что это особенность строения лично моих ушей, тем более что в остальном корпуса размещаются внутри ушной раковины и слухового канала совершенно комфортно.
Выполнены наушники просто, но аккуратно. Звуковод даже защищен отдельной сеточкой.
Измерения и звук
Измерения производились на модифицированном измерительном стенде miniDSP EARS, откалиброванном под целевую кривую IEF для внутриканальных наушников. Измерения наушников, соответствующие целевой кривой IEF, должны выглядеть на моих графиках как горизонтальная прямая линия. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Результирующие измерения получались путем усреднения откликов двух каналов, то есть десяти измерений в сумме. Все графики приведены с 1/12-октавным сглаживанием. Статья про стенды, графики и измерения наушников – тут.
Нормализованная относительно IEF-кривой амплитудно-частотная характеристика KZ ZEX Pro выглядит вот так:
Проанализируем:
- Низкочастотный диапазон настроен в предельно нейтральной для внутриканальных наушников манере. Саббас не налезает на бас, а подъём достигает максимума в самом низу, на 20 Гц. Отсюда, во время прослушивания музыкального материала (при правильном выборе амбушюр) появляется ощущение хлесткого быстрого баса.
- Середина совершенно ровная, если не считать небольших подъёмов на 2 и 3 кГц.
- Верхние частоты… странные. Пик на 8 кГц (+8дБ), затем резкий провал на промежутке 10-16 кГц, достигающий -21 дБ в минимуме.
Нетрудно догадаться, что такая настройка целиком и полностью удаляет из любой аудиозаписи всё ощущение «воздуха», все послезвучия, призвуки дыхания, верхнечастотную часть звука тарелок, саксофона, скрипки и т.д. Собранный детализированный бас, прекрасная аналитичная середина, но сразу за ними – резкие крикливые сибилятны вследствие «горба» на 8 кГц, и далее бесконечная беззвучная яма. То есть наушники звучат одновременно сибилятивно, но глухо, будто уши заложены. Не знаю, как это можно лучше описать словами. Ну и понятно, что за счет этого провала после 10 кГц радикально редуцировано ощущение объема воображаемой сцены.
В надежде зайти с некой «вкусовой» стороны, я переслушал в ZEX Pro музыку самых разных жанров, от минимала до джаза 50-х годов, от EBM до Шнитке, от раггатона до болгарских народных песен. По итогу могу заключить, что более-менее не противно слушать некую небыструю электронику, «правильное» звучание которой вам не известно. Ну, просто чтобы не было живых инструментов и референса, на который можно ориентироваться.
Попытки эквализации звука (при помощи ADI-2 DAC) показали, что скорректировать звук можно:
Но, во-первых, провал 10-16 кГц все равно остается на уровне -10 дБ, и это всё еще много. А, во-вторых, никуда не девается неприятный резкий скрипучий призвук, как эквалайзер ни крути. Может быть, сэкономили на электретном драйвере, который вроде как отыгрывает верх, и это его вот такая особенность, я не знаю.
Меня не удивляет в целом плохой звук этих наушников, потому что 2500 р. – это 2500 р. Мне непонятны сценарии использования этих наушников: ок, вот мы взяли эквалайзер. Где мы его взяли, если в смартфонах нынче нету аналоговых аудиоразъёмов? Вероятно, в отдельном аудиоплеере или в ПК/ноутбуке. Но будет ли кто-то покупать наушники за 2500, имея отдельный плеер? Будет ли кто-то подключать такие наушники к ПК или ноутбуку и зачем? Где, в конце концов, взять нормально работающий эквалайзер, способный подтягивать частоты на +/-20 дБ?
Одни вопросы.
Как я уже говорил выше, в наушниках такой ценовой категории я не разбираюсь. Но сравнить звук ZEX Pro с чем-то ультрадоступным все равно хотелось. Единственное, что оказалось под рукой – наушники AKG EO-IG955. Дабы избавить читателя от необходимости гуглить: это комплектные наушники (гарнитура, если быть точным) для телефона Samsung Galaxy S10. В текущий момент они уже не продаются, но доступны на вторичном рынке за 600 р. в состоянии новых. Во время выхода S10 они продавались отдельно, кажется, за 3000 р. В общем, немедленно замерил и сравнил:
Несмотря на явно V-образную АЧХ и конский пик на 14 кГц EO-IG955 звучат гораздо гармоничнее и приятнее ZEX Pro. Не «правильнее», нет. Но даже я – большой любитель «ровных» наушников и подачи в духе «как задумано автором» — без колебаний бы предпочел EO-IG955 модели от KZ. Дабы я не был неправильно понят: речь не о том, что EO-IG955 хорошие наушники, речь о том, что ZEX Pro по моему мнению еще хуже.
Итого
Насколько я могу судить, при попытке настроить АЧХ наушников стоимостью 2500 р. возникает масса технических ограничений. А если это 3-драйверная модель, да еще и с драйверами разных типов, то, вероятно, таких ограничений еще больше. Поэтому я склонен сделать такой вывод: за 2500 р. не бывает хороших внутриканальных наушников. Если из-под пера самого Кринакла вышло вот такое за эти деньги, то прям точно не бывает. Может быть можно найти что-то на вторичном рынке, но в состоянии новых – пока нет.
Поэтому отдельный вопрос у меня вызывает утверждение Кринакла «you don’t need to pay for tuning» (источник):
Насколько я понимаю, если бы технологически это было возможно, то тюнинг был бы другой – измерения лучших (по версии самого Кринакла) внутриканальных наушников выглядят несколько иначе, особенно после 10 кГц. То есть что-то мне подсказывает, что если АЧХ – это фактически основная характеристика наушников, то платим-то мы как раз за тюнинг, а вот сделать его если не нейтральным, то по крайней мере осмысленным по всему слышимому частотному диапазону – это как раз некоторая технологическая проблема, которая и решается только в относительно дорогих моделях.
Ну или мы имеем дело с заговором производителей.
А что касается непосредственно KZ ZEX Pro, то они… не получились. Это просто плохие дешевые наушники. Думаю, не потому, что кто-то недостаточно постарался или осмысленно выбрал неверную настройку АЧХ (пожалуй, Кринакл – последний, кто мог бы осознанно выбрать такую настройку), а потому что приличных наушников с нейтральным звуком за такие деньги на текущем этапе технологического прогресса создать вот просто принципиально нельзя.
Думаю, важен даже не сам факт выхода этих наушников, а продолжающийся процесс сотрудничества грамотного обзорщика и производителя – рано или поздно из этого должно получиться что-то толковое, хоть бы и за 5-6 тысяч рублей.