Обзор наушников Truthear x Crinacle ZERO: RED
Смена работы и всякие другие приключения вынудили меня сделать некоторый перерыв в обзорах. Но, как говорится, «Не дождетесь!» — в ближайшее время будет много, будет интересно, будет взвешенно и по существу! Тем более, что план уже сформирован и обнародован.
Короче, поговорим сегодня про внутриканальные проводные наушники Truthear x Crinacle ZERO: RED (далее – просто RED), которые я приобрел за примерно 5000 ₽ известно где.
Кстати, старая фотокамера сломалась, закупил новую, поэтому теперь картинки будут еще более невообразимо прекрасными. Спешите видеть, все картинки кликабельны, как всегда.
Два слова о компании Truthear
Китайской компании Truthear только-только исполнилось 2 года, а уже выпущено 5 моделей наушников и один портативный ЦАП. По слухам, компания была организована одним или несколькими выходцами из Moondrop. Как положено по современной китайской моде, у Truthear есть маскот – анимешная девка по имени Shiroi, весом 45 кг, ростом 170 см и… не понять мне, зачем это вообще надо.
Партнером в области технологий 3D-печати значится компания HeyGears, на оборудовании или мощностях которой, полагаю, Truthear и производят свои устройства; наушники, как минимум.
Комплект
В отличного качества картонной коробке счастливый обладатель найдет:
- сами наушники;
- кабель с разъёмом 3,5 TRS;
- переходник с дополнительной нагрузкой в 10 Ом (зачем он нужен, расскажу ниже);
- набор из 7 пар амбушюров;
- чехол средней бестолковости, из кожзаменителя;
- гору бумажек с изображением Shiroi.
Коробка, повторюсь, сделана отлично, прям никогда такого не видел. К комплекту претензий быть не может, хороший комплект.
Технологические особенности, качество сборки
В RED применена нечасто употребляемая схема «динамический драйвер побольше + второй динамический драйвер поменьше». Первый отвечает за саббас и бас до 200 Гц и имеет диаметр 10 мм, второй отыгрывает весь остальной диапазон и имеет диаметр 7,5 мм.
Производитель рассказывает про «CCAW voice coil», то есть про то, что катушка драйвера сделана из омедненного алюминиевого провода. Обычно, применительно к наушникам, это делается для снижения веса подвижной системы драйвера. Технология не новая, в Moondrop Aria Snow, например, она тоже применяется.
Также упоминается технология 3D-печати «DLP» — «Digital light processing». Это процесс трёхмерной печати, отличающийся особой точностью и возможностью корректно воспроизводить крайне мелкие детали.
И последняя, но действительно важная деталь: наушники оптимизированы для использования на большой громкости (более 94 дБ), а настроены в соответствии с кривой «IEF Neutral 2023» за авторством Корина Ако (более известного как Crinacle), но с некоторыми корректировками в области баса и саббаса, придающими звуку RED большую весомость и телесность.
Итак, RED – печатающиеся на промышленном 3D-принтере наушники, в основе которых лежит 2-драйверная схема на двух динамиках. А за тюнинг RED ответственен Crinacle, известный обзорщик и обладатель самой крупной базы измерений наушников.
Наушники имеют простой, но узнаваемый дизайн. Корпуса полностью глянцевые, чуть прозрачные с внутренней стороны. С внешней стороны под слоем лака расположены чуть «играющие» на свету красные вставки.
Под определенным углом можно рассмотреть басовый динамик внутри.
Решеточка звуковода – аккуратная, вставлена ровно.
Компенсационное отверстие одно, оно расположено в непосредственной близости от 2-пинового коннектора. Маркировки левого и правого наушника выполнены ясными золотистыми буквами. Кантики для фиксации амбушюров тоже сделали.
В целом, очень неплохо и даже стильно. Единственная претензия — это микроцарапины, которыми корпуса покрываются буквально сразу. Но глазом их не особо видно.
Ну и отпечатки пальцев наушники притягивают как магнит.
Кабель просто нормальный. Не сильно запутывается, заушины сделаны под правильным углом. Металлический сплиттер – просто черный, с напечатанным логотипом компании.
Точно такой же кабель идет в комплекте с наушниками Truthear HEXA и Zero.
Чехол также сделан прилично, но не имеет никаких внутренних отделений или перегородок. О том, как должен быть устроен нормальный чехол, я уже писал 5 лет назад – никто ничего похожего так и не выпустил.
Эргономика
Геометрия корпусов RED оказалась прекрасно совместима с моими ушами. Корпуса не имеют никаких странных вогнутостей и выпученностей, острых граней, звуковод развернут под естественным углом, размеры корпусов… обычные, разве что чуть толстоватые. Вставил в ухо – и слушай музыку. Да и вес у них совсем не большой.
Предположу, что звуководы могут оказаться некомфортно крупными для обладателей маленьких ушей, потому что, будем честны, это не звуководы, это прям дула. Вероятно, при первом знакомстве с наушниками вы захотите сменить свои любимые амбушюры на такие же, но меньшего размера.
Обратной стороной является шумоизоляция; у RED она выше средней, потому что в ушах наушники сидят плотно.
Что касается 10-омного адаптера, то пользоваться им на ходу не удобно: из аудиовыхода плеера будет торчать жесткая тонкая конструкция длиной в несколько сантиметров, которая при приложении случайного усилия вполне способна повредить разъём.
Краткие технические характеристики
- Конструкция: внутриканальные закрытые.
- Драйверы: 2 динамических.
- Импеданс: 18 Ом.
- Чувствительность: 117 дБ.
- Коннекторы: классические 2-пиновые, 0,78 мм.
- Вес: 6 г (каждый наушник).
Субъективное восприятие звука
RED звучат великолепно: сбалансированно и незнакомо одновременно. Представьте себе, что в нейтральную подачу «долили» очень весомый и быстрый саббас, который вообще ни на секунду, ни на сантиметр не налезает на бас и тем более среднечастотный диапазон. А еще досыпали много хорошо артикулированных высоких частот (речь про диапазон 3-10 кГц), но не таких, которые песочат, которые наполнены сибилянтами, которые режут слух. Их просто очень хорошо слышно. Такая, знаете, «радость ВЧфоба, которому хочется много ВЧ». При этом середина воспринимается совершенно полноценно, там нет провалов и горбов, она просто отличная.
Получается такая «ровная», но обладающая устойчивым низкочастотным базисом драйвовая и одновременно информативная подача, воспринимаемая как «динамичная» и «детализированная». Очень крутой, просто блестящий тюнинг, сохраняющий свою уникальность и точность далеко за пределами стоимостной категории наушников.
На фоне так поданных высоких частот RED имеют ясную и широкую виртуальную сцену с четкой локализацией инструментов. Бывает лучше, но в совсем-совсем другом ценовом диапазоне.
Что в звуке RED может не устроить:
- Звук не «жирный». Потому что именно так звучит нормальный, сепарированный от саббаса бас, не затрагивающий средние частоты.
- «Слышно лишнее». При сведении авторы решили сделать запись «поярче» или просто не очень аккуратно работали со звуком, решив, что нюансов никто не услышит. Если так, на RED будут слышны странные, синтетические призвуки, внезапно обрывающиеся высокочастотные звуки и т.д. Короче, вы услышите много откровенных дефектов на плохо записанной и сведенной музыке, и много нового и удивительного на хорошо записанной и сведенной.
- Мало саббаса. И тут на помощь приходит 10-омный комплектный адаптер, при подключении которого саббас и бас приподнимаются на 3 дБ (см. следующий раздел). Даже если у вас с восприятием саббаса все нормально, при использовании RED в городской среде маскирование нижнечастотного диапазона внешними источниками может потребовать использования этого адаптера.
- Сверхвысокочастотный диапазон (от 10 кГц и выше) мог бы быть и поизящнее. Нет, не мог, потому что речь про наушники за 5000 р., а не за 50000 р.
- Итого, с точки зрения баланса частот звук RED является поистине уникальным и неповторимым. Для меня RED стали первыми за очень долгое время внутриканальными наушниками, которые заставили замереть на месте при прослушивании музыки, с которой я знаком уж лет дцать как.
Измерения
Наушники подключались к RME ADI-2 DAC (IEM-выходу). Измерения проводились на стенде, соответствующем стандарту IEC60318–4. Во время измерений использовались комплектные амбушюры. Сглаживание указано на графиках. Статья про стенды, графики и измерения наушников – тут.
АЧХ:
Обратите внимание на пунктирную зеленую линию – это целевая кривая с условным названием Crinacle Neutral Target 2023. Данная целевая кривая была предложена Ако в апреле 2023 года в качестве альтернативы кривой Хармана, которая нравится далеко не всем. За основу была взята кривая диффузного поля, измеренная на стенде Type 5128 производства компании Brüel & Kjær, которая затем была перенесена на стенд IEC711 и «наклонена» по часовой стрелке. Зачем это сделано, почему это так сделано – на эти вопросы я постараюсь подробно ответить в очередной статье по теоретической части измерений, а сейчас не буду углубляться в детали.
Важен тот факт, что это не просто какой-то тюнинг, а очень конкретный тюнинг, над которым довольно долго думали.
Чтобы можно было сравнить с чем-то более привычным – АЧХ RED и Хармановская кривая последней версии:
И ситуация тут очень интересная:
- до 200 Гц АЧХ RED по форме соответствует кривой Хармана;
- 200 Гц «просажены», что и дает ощущение упругого полновесного саббаса;
- на нижних частотах и в середине есть плавная добавка до 2 дБ в максимуме;
- среднечастотный подъём сдвинут с 2,7 кГц чуть вправо;
- пики после 13 кГц с большой вероятностью являются аберрациями стенда, лично я их не слышу.
Имеет ли такая настройка звука право на жизнь? Мои уши подсказывают мне, что да, более чем.
Напомню, что в комплекте есть 10-омный аттенюатор.
При его подключении левая часть графика АЧХ ожидаемо приподнимается, звук становится более «привычным»:
Относительная громкость каналов; не идеал, но приемлемо:
Нелинейные искажения (измерения, которым не стоит 100-процентно доверять, ибо моему оборудованию далеко до совершенства):
Зависимость от источника
В процессе прослушивания наушники подключались к следующим устройствам:
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (IEM-выход) – небалансное подключение;
- ПК + RME ADI-2 DAC fs (режим «High Power») – небалансное подключение;
- Hiby R6 gen 3 ( Gain – High, Amplifier Operation – Class AB/A).
Переключение между источниками производилось при помощи механического переключателя входов.
C Hiby R6 наушники звучат чуть более басовито и телесно. Никакой другой разницы в звучании RED при использовании различных источников я не услышал.
Выбор амбушюров
Комплектные амбушюры мне не понравились.
Три левые пары имеют явно меньший диаметр по сравнению с диаметром звуковода, их просто сложно натягивать. Правые пары садятся на звуковод проще, но так же, как и левые, недостаточно хорошо звукоизолируют.
Пенные амбушюры я просто не люблю.
Короче, я слушал RED с TRI Clarion, чего и вам рекомендую. Посадка получается комфортная, достаточно глубокая и плотная.
Сравнения
Подчеркиваю красным: ниже все эпитеты будут применяться к наушникам только в разрезе сравнения одной модели с другой!
RED против Truthear HEXA
Сравнение АЧХ Truthear x Crinacle ZERO: RED и Truthear HEXA:
Субъективная разница в звуке:
- RED значительно более басовиты по сравнению с HEXA.
- HEXA имеют более выраженную середину и менее акцентированные верхние частоты.
- Однако, верхнечастотный диапазон HEXA менее ровный, поэтому пик около 7,5 кГц воспринимается в случае HEXA более отчетливо.
По сравнению друг с другом звук RED можно назвать «V-образным», а подачу более универсальной, тогда как HEXA играют более «сдержанно» и «нейтрально».
RED против Moondrop May
Отмечу, что сравнивать наушники RED и, фактически, DAP+наушники, чем и является May, не корректно. Поэтому ниже речь пойдет только про звук. May были подключены через свой штатный DSP-кабель, настройкой эквалайзера была выбрана «Standard».
Сравнение АЧХ Truthear x Crinacle ZERO: RED и Moondrop May:
Субъективная разница в звуке:
- May сильнее выделяют диапазон около 6 кГц, их звук более звонкий и острый.
- Голоса в интерпретации May звучат ощутимо ближе.
- May дают звуку чуть больше «телесности» и «грязи».
По сравнению друг с другом звук RED можно назвать более «нейтральным» и даже «интеллигентным», тогда как подачу May я бы охарактеризовал как «более грубую», менее «сбалансированную», более «вкусовую».
Итого
Подъём экономики Китая, развитие технологий изготовления драйверов и корпусов, а также расширение знаний о звуке во внутриканальных наушниках позволяют в 2024 году за 5000 ₽ купить модель, за звук которой 10 лет назад попросили бы тысяч 50, даже не закашлявшись и не покраснев. Хотя мне представляется сомнительным сам факт того, что кто-то 10 лет назад догадался бы до такого тюнинга.
И я готов отдать должное Кринаклу: если в обзоре KZ Zex Pro я честно написал о том, что наушники откровенно плохо настроены (по вине Кринакла или нет – не знаю), то RED – это совсем другая история. Это как раз образчик того, как от компетенций в области измерений наушников перейти к успешному наушникостроению.
Не склонен полагать, конечно, что это заслуга только лишь Кринакла, тут все дружно постарались, и он, и Truthear как непосредственный производитель.
В целом же с RED все довольно понятно и сложно одновременно: это универсальные в смысле посадки наушники, обладающие исключительным выверенным тюнингом, сочетающим одновременно нейтральность, детальность, весомость, динамичность и отсутствие усталости от прослушивания. Да еще и снабженные комплектным 10-омным аттенюатором для тех, кому «мало низа».
Брать или не брать: брать, хотя бы из интереса, что же это за тюнинг такой.